Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Значение русской духовной музыки в процессе
духовно-нравственного воспитания детей

 

Абашкина Ирина Игоревна, учитель музыки лицея №623 им. И.П. Павлова, Санкт-Петербург

 

О важной роли музыки в жизни человека известно с давних пор. Из глубины веков дошли до нас удивительные музыкальные образцы русских народных песен, колыбельных, плачей, доказывающие еще раз тот факт, что издревле музыка сопровождала человека с момента его рождения и до смерти.

Огромный пласт народной музыки, безусловно, является основополагающим в русской музыкальной культуре, первоисточником многих музыкальных жанров, возникших позднее. Однако, наряду с фольклором, начиная с X века, на  Руси формируется новый тип культуры – церковная культура, и в ее русле возникает новое музыкальное направление – духовная музыка. Несмотря на привнесенный характер русского церковного пения, его статус значительно повышается по сравнению с народной песней. Известно, что эти виды обозначались различными терминами, так, церковная музыка называлась «пением», а народная – «игранием».

Активному распространению русского церковного пения способствовали и сами властители Руси. В современной науке существует предположение, что в первых школах, организованных князем Владимиром, а позднее и Ярославом Мудрым наряду с чтением и письмом детей обучали и основам церковного пения. О таких школах упоминается и в «Повести временных лет». И хотя летопись умалчивает о системе обучения церковного пения в этих школах, однако, имеющиеся богослужебно-певческие источники этого времени, указывают на то, что обучение такое велось.

Осознание важности обучения детей церковному пению уже отчетливо проявляется в XVI веке. Эта проблема обсуждалась на Стоглавом Соборе в 1551 году, где был принят проект, одобренный Иваном Васильевичем Грозным о создании книжных училищ на дому у священнослужителей, для обучения чтению, письму и пению. Предложенный проект гласил следующее: «…мы в том царском совету соборне уложили, во царствующем граде Москве и по всем градом тем же протопопом и старейшим священником и со всеми священники и диаконы, и все православные христиане в коемждо граде, предавали им своих детей на учение грамоте, и на учение книжнаго письма, и церковного петья салтычного, и чтениа налойного и те бы священники и диаконы и диаки избранныя учили своих учеников и страху Божию, и грамоте и писати и пети… Да учеников же бы есте своих во святых церквах наказывали и поучали страху Божию, и свякому благочинию псалмопению, и чтению и пению, и конарханию по церковному чину».[1]

Большое значение русскому церковному пению придавалось и в царской семье. Известно, что многие русские цари принимали участие в пении за богослужением, а также хорошо владели знанием знаменной нотации. Например, царь Иван Грозный, был не только большим любителем церковного пения, но и автором нескольких стихир (на день преставления митрополита Петра и на сретение иконы Владимирской Божией Матери), которые были обнаружены архимандритом Леонидом в XVIIвеке в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры. Также и  царь Алексей Михайлович, по свидетельству Забелина, с восьми лет уже изучал Октоих, а его сын Петр Алексеевич заучивал наизусть целые богослужебные книги и знал целиком Евангелие и Апостол.[2]

Активное распространение церковно-певческое обучение получает со времени правления Петра I. Создание Петром Придворного хора в Санкт-Петербурге повлекло за собой необходимость систематического обучения певчих. В связи с этим уже при  Анне Иоанновне в 1738 году  в городе Глухове была основана школа для подготовки малолетних певчих. А два года спустя в 1740 году такая  же школа была организована  и в Санкт-Петербурге.

Наряду со специализированными заведениями такими как: вышеназванные школы, Синодальное училище в Москве и др., которые имели целью воспитывать будущих церковных певцов и регентов, в России XVIII-XIXвеков практически каждое учебное заведение имело в своей  программе часы хорового пения. Конечно, в условиях нарастающей секуляризации русской культуры, начавшейся в период правления Петра Алексеевича, наибольшей популярностью пользовались светские хоровые сочинения итальянских, немецких композиторов, однако, серьезное внимание уделялось и русской духовной музыке. Тем более, что в этот период практически каждое учебное заведение имело свою домовую церковь, и в связи с этим в  богослужении принимали участие хоры, набранные из его учеников.  Наибольшей известностью в этот период пользовались хоры Сухопутного кадетского корпуса и Смольного института. Их певческое мастерство находилось, по отзывам современников, на достаточно высоком уровне, и это не случайно, так как руководителем названных коллективов был замечательный русский музыкант, композитор, автор большого количества произведений для русской Православной церкви Д.С.Бортнянский.

Как свидетельствует история  интерес и любовь к церковному пению в российском обществе  были достаточно высоки. А поэтому и в обучении детей оно занимало немаловажное место.

Однако, после роковых событий 1917 года, в результате которых Православная церковь, а вместе с ней и русская церковно-певческая культура были практически уничтожены.

Шли годы, в молодом Советском государстве формировалась новая музыкальная массовая культура, создавались замечательные классические произведения Шостаковича, Глиэра, Хачатуряна. Однако, несмотря на обилие различного музыкального материала, ниша, возникшая в результате отсутствия православной культуры, а в частности русской духовной музыки так и не была ничем заполнена. Советские руководители, методично и целенаправленно, уничтожавшие православную культуру, не смогли ничего предложить взамен, так как православная культура была отражением всех сфер жизни русского человека, являлась основой развития русского государства.

В настоящее время ситуация изменилась,  Россия возвращается к своим культурным истокам: открываются новые православные храмы, пишутся иконы, а русская духовная музыка звучит не только на православных богослужениях, но и занимает достойное место в программах по музыке для общеобразовательной школы. 



[1] Гарднер И. Богослужебное пение. ТI, стр.562.

[2] Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI-XVIIст. Том I. Часть II. Москва, 1915, стр. 141, сноска 3.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ