Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Срок реализации программы: 2 года.

Возраст учащихся: 5-7 лет.

Пояснительная записка

Основные задачи, которые преподаватель должен ставить в начале обучения - это воспитание активного интереса к музыке и инструменту, а также развитие музыкальных и исполнительских возможностей учащихся. Эти задачи достаточно сложны: всем известно, с какими разнообразными трудностями связано овладение искусством игры на фортепиано. В начальном периоде обучения закладыется фундамент основных музыкальных и пианистических навыков, поэтому с самого начала следует приучать ребенка к слуховому самоконтролю. Надо заботиться о том, чтобы приемы звукоизвлечения и двигательные навыки служили выполнению музыкальных задач. С первых же шагов нужно стремиться воспитывать свободу пианистического аппарата, помочь учащемуся ощутить взаимосвязь всех частей руки.

В фортепианном начальном обучении дело касается не только усвоения инструментальных навыков, оно является, помимо этого, одной из из форм музыкального воспитания ребенка и, причем, чрезвычайно действенной формой. Есть несколько общих принципов работы с маленькой детьми.

1) Необходимо усиленно заботиться о развитии музыкальности ребенка. В особенности о развитии его ритмических и мелодических представлений.

2)Уроки должны быть оформлены увлекательно, чтобы ребенок не утратил и интереса.

3)Подбор музыкального материала должен заинтересовать учащегося.

4) Главной задачей становится развитие музыкальных представлений.

Игра на фортепиано становится осмысленной деятельностью лишь в том случае, если она являет собой осуществление музыкальных представлений. При разработке методики раннего обучения необходимо учитывать следующие факторы.

1. Необходимо организовать занятия с ребенком так, чтобы учебная деятельность в фортепианном классе стала продолжением его жизненной музыкальной практики.

2. Необходимо постоянно помнить о том, что мы воспитываем музыканта-пианиста. Эта установка опирается на одну из важнейших особенностей детского восприятия - оно непосредственно связано с моторикой.

3. Естественно связать жизненную музыкальную практику учащегося с процессом накопления его пианистических навыков. Подразумевается последовательное знакомство с мельчайшими единицами музыкального языка.

4. Репертуар - основное средство обучения ученика. Он должен обладать методической направленностью, быть полезным для решения задач обучения, а также отличаться художественной полноценностью. Выбранные произведения должны будить творческую фантазию учащегося.

Задача репертуара - создание основы музыкального и пианистического опыта ребенка. Занятия должны быть многофункциональными, т.е. служить всем аспектам пианистического развития ребенка.

Главным результатом начального этапа обучения должны стать:

1. навык постоянного слухового контроля;

2. контроль свободы движения корпуса и рук;

3. навык грамотного прочтения текста;

4. умение подбирать простейший аккомпанемент;

5. транспонирование легких пьес;

6. знание наиболее употребительных музыкальных терминов;

7. умение исполнить пьесу в концерте.

Содержание программы 1-го года обучения

1. Вводное занятие. Организационное.

Знакомство с учащимися. Ознакомление их с тем, как и чем они будут заниматься на уроках фортепиано.

2. Начальный этап обучения.

Знакомство с фортепиано. Виды инструментов: рояль, пианино. Сравнение формы, история создания.

Выработка правильной посадки перед фортепиано.

Работа над постановкой рук. Организация целесообразных игровых движений, упражнений: "Радуга", "Домик", "Держу мяч", "Купол", поочередно с каждой рукой.

Работа над постановкой и снятием рук с клавиатуры (маховые упражнения по системе Артоболевской А.Д.).

3. Донотный период.

Развитие творческих навыков. Уроки посвящены развитию музыкального слуха ребенка. Формированию навыков восприятия музыки.

Подбор учащимися мелодий по слуху от разных клавиш. Придумай другой вариант мелодии.

Слушание музыки в исполнении преподавателя с небольшой пояснительной беседой.

Учить слушать музыку, способствовать осмысленному ее восприятию.

4. Теоретический материал.

Нотный стан, скрипичный и басовый ключи, клавиатура.

Понятия: мелодия, мотив, аккомпанемент, фраза, период, куплет.

Длительность нот, паузы. Динамические оттенки, лад (мажор, минор).

Тональные знаки альтерации. Музыкальная терминология.

5. Практический материал.

Умение строить интервалы от заданного звука, различать трезвучия (мажор, минор). Умение чисто интонировать.

6. Исполнительские штрихи.

Владение штрихами non legato, legato,staccato.

7. Гаммы, упражнения. Основы аппликатуры. Развитие самостоятельности 1-го пальца, укрепление 4 и 5 пальцев.

8. Чтение нот с листа. Пьесы играются в порядке их усложнения.

9. Этюды и пьесы. Игра двумя руками. Переход от игры поочередного исполнения каждой рукой к одновременной игре двумя руками.

Ожидаемые результаты

После 1-го года обучения.

На начальном этапе обучения учащийся должен

знать:

- основы музыкальной грамоты;

- музыкальную терминологию;

- штрихи;

- музыкальные жанры.

уметь:

- управлять своим мышечно-двигательным аппаратом;

- играть произведения двумя руками;

- применять приемы звукоизвлечения: legato, non legato, staccato;

- словесно охарактеризовать исполняемое в классе произведение.

В течение года учащийся должен испонить свыше 20 пьес и этюдов различного характера: ансамбли, пьесы с элементами полифонии.

Формы контроля. Требования для подготовительного отделения

5 лет. Первое полугодие. Прослушивание 2-3 пьес. Владение штрихами: non legato, staccato и, по возможности, legato.

Второе полугодие. Просушивание (март месяц). Владение штрихами: non legato, staccato, legato. 3 пьесы разного характера.

6 лет. Первое полугодие. Прослушивание. Владение штрихами: non legato, staccato, legato. 3 пьесы (этюд, две разнохарактерные пьесы).

Второе полугодие. Вступительный экзамен. 4 пьесы: этюд; пьеса с элементами полифонии; крупная форма или две разнохарактерные пьесы.

Рекомендуемые репертуарные списки

Этюды по выбору из сборников:

Черни К. Этюды, op. 139; Избранные этюды, ч. 1, № 1-6.

Николаев Л. Школа игры на фортепиано.

Беркович И. Маленькие этюды, № 2, 3, 7.

Костромитина Н. Этюды для маленьких и самых маленьких.

Беренс Г. Сочинение 70, № 1 - 30.

Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, op. 32, № 2, 3, 7.

Гнесина Е. Фортепианная азбука (по выбору).

Ляховицкая С. Сборник пьес, этюдов, ансамблей, ч. 1.

Шитте А. Этюды, op. 108, соч. 160, № 1-20.

Полифония по выбору из сборников:

Бах И.С. Нотная тетрадь А.М. Бах (по выбору).

Кригер И. Менуэт ля-минор.

Гендель Г. Ригодон. Соль-мажор.

Корелли А. Сарабанда. Ми-минор.

Данкомб В. Менуэт. Соль-мажор.

Моцарт Л. Менуэт. До-мажор.

Майкапар С. Канон.

Пёрселл Г. Ария.

Павлюченко С. Фугетта. Ми-минор.

Сперонтес (И.З. Шольце) Менуэт. Соль-мажор.

Моцарт В. Менуэт. До-мажор.

Пёрселл Г. Менуэт. Ля-минор.

Тюрк Д. Аллегретто.

Крупная форма.

Беркович И. Вариации "Во саду ли, в огороде".

Хаслингер Г. Рондо из сонаты до-мажор.

Плейель И. Сонатина. До-мажор.

Некрасов Ю. Маленькая соната. Ми-минор. I и II части.

Литкова И. Вариации "Свака и Гришка".

Вильтон К. Сонатина. До-мажор.

Назарова Т. Вариации "Пойду ль я, выйду ль я"

Гедике А. Сонатина. До-мажор. Op.36.

Гедике А. Тема с вариациями.

Рейнеке К. Allegro moderato. Соч. 136.

Данкомб В. Сонатина I, II, III части.

Бейл А. Сонатина. До-мажор.

Ванхаль Я. Сонатина. До-мажор.

Пьесы

Барток Б. Детям. Микрокосмос. Тетрадь № 1.

Беркович И. 25 лёгких пьес.

Виноградов Ю. Танец медвежат.

Гедике А. Сочинение 36. "Заинька", "Колыбельная", "Сарабанда", op.98 "Мазурка".

Гречанинов А. Op. 123.

Дварионос Б. "Прелюдия".

Жилинский А. "Игры в мышки". Вальс.

Курочкин В. Вальс.

Волков В. 30 пьес для фортепиано.

Майкапар С. "Бирульки", op. 28.

Металлиди Ж. Пьесы для фортепиано. "Дождик", "Кискино горе", "Воробышкам холодно".

Фрид Г. "Мишка".

Королькова И. "Крохе-музыканту", ч. I и II.

Чайковский П. Детский альбом, op. 39.

Слонов Ю. Пьесы для детей.

Штейбельт Д. Адажио.

Лацменкиене Е. Скерцетто.

Ансамбли

Из сборника "Маленькому пианисту", под ред. Б. Милич.

Польская народная песня "Два кота".

Филлипенко А. "Цыплята", "На мосточке", "По малину".

Тиличеева Е. "Колыбельная".

Калинников В. Тень-тень".

Витлин В. "Кошечка".

Башкирская народная песня "На лодочке".

Русская народная песня  "Скок, скок, поскок".

Кабалевский Д. "Про Петю".

Украинская народная песня "Я - коза ярая".

Чешская народная песня "Мой конёк".

Русская народная песня "Во саду ли".

Гречанинов А. Соч. 99. "На зеленом лугу".

Кабалевский Д. "Наш край".

Майкапар С. "Первые шаги", Соч. 29.

Моцарт Л. "Песня".

Чайковский П. "Мой садик".

Примерные программы переводных выступлений

Даны по возрастанию степени трудности.

Первый год обучения.

Возраст учащихся - 5 лет.

I вариант:

Моцарт Л. "Полонез".

Жилинский А. Этюд. До-мажор.

Кабалевский Д. "Ежик".

II вариант.

Сперонтес Менуэт. Соль-мажор.

Гнесина Е. Этюд. До-мажор.

Берлин О. "Марширующие поросята"

III вариант.

Моцарт В. Менуэт. До-мажор.

Шитте Л. Этюд.

Старинный танец. Контрданс.

Второй год обучения

Возраст учащихся: 6 лет.

I вариант.

Бах И.С. Менуэт ре-минор.

Черни К. Этюд. Op. 139.

Хаслингер Г. Сонатина, I ч.

Гречанинов А. Мазурка.

II вариант.

Моцарт Л. Менуэт.

Шитте А. Этюд.

Ванхаль Я. Сонатина I ч или II ч.

Чайковский П. Старинная французская песенка.

III вариант.

Лингорн А. Этюд фа-мажор.

Пёрселл Г. Ария.

Ванхаль Я. Сонатина До-мажор.

Металлиди Ж. "Ура, идём в зоопарк".

Репертуарные сборники 1-го и 2-го годов обучения

1. Коновалов А. "До НОТЫ ми".

2. Игнатьева И. "Я музыкантом стать хочу".

3. Королькова И. "Крохе - музыканту", I, II, III части.

4. Геталова О. "В музыку с радостью".

5. Николаев Л. "Школа игры на фортепиано".

6. Сотникова О. "Учусь играть".

7. Перунова Н. "Музыкальная азбука".

8. Майкапар С. "Первые шаги", op. 29. Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки.

9. Дьяченко Н. "Музыкальные картинки".

10. Ляховицкая С., Баренбойм Л. Сборник фортепианных пьес и ансамблей, I часть.

11. Артоболевская А. Фортепианная тетрадь, I часть.

12. Металлиди Ж. Пьесы и ансамбли для фортепиано.

13. Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих. Op. 32.

14. Музыкальная гимнастика для пальчиков.

Рекомендуемая литература

1. Акентьева Л. Нотки спрятались в словах. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2010.

2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: "Музыка", 1978.

3. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. - Л.: "Советский композитор", 1988. Вып. 1.

4. В музыку с радостью / Сост. Геталов О., Визная И. - СПб: "Композитор", 2001.

5. Дьяченко Н. Музыкальные картинки. Первое знакомство ребенка с музыкой. - М., 1992.

6. Иванова О., Кузнецова И. Новый музыкальный букварь. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2011.

7. Играем вдвоём / Сост. Борзенков А. - Л.: "Музыка", 1990. Вып. 1.

8. Королькова И. Крохе - музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2010.

9. Маленькому пианисту /Сост. Милич Б. - Киев: "Музична Украiна", 1977.

10. Металлиди Ж. Музыкальный сюрприз. Пьесы и ансамбли для начинающих пианистов. - СПб: "Композитор", 2002.

11. Начинаю играть на рояле. Учебное пособие / Сост. Березовский Б., Борзенко А., Сухоцкая Е. - СПб: "Композитор", 1999.  Ч. 1, 2.

12. Перунова Н. Музыкальная азбука для детей дошкольного возраста. - Л.: "Советский композитор", 1990.

13. Сотникова О. Я учусь играть. Пособие для начинающих пианистов. - СПб: "Союз художников", 2001.

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ