Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Информационные технологии
в процессе обучения музыке

Исаева Екатерина Олеговна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 603 Санкт-Петербурга

В XX и начале XXI века отмечается распространение информационных и коммуникационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая образование.

           Внедрение в образовательный процесс информационных технологий позволяет сделать обучение более эффективным и разнообразным. Применение информационных технологий на занятиях становится все более актуальным и значимым. Из-за своей загруженности педагоги часто не успевают следить за множеством компьютерных программ. Цель данной статьи – познакомить педагогов дополнительного образования музыкальных дисциплин с частью полезных и оригинальных, на взгляд автора, средств обучения музыке, которые помогут сделать занятия более интересными и познавательными.

 

                  Информационные технологии в музыке.

    Современное музыкальное занятие – это занятие, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, в том числе компьютерные. Сейчас большинство педагогов музыкальных дисциплин, в том числе и автор статьи, считают, что одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики ХХI века выступает знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями. Компьютерные программы   используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. С точки зрения автора, они облегчают и сокращают время подготовки педагога к занятию. Обучающиеся могут быстро и качественно познакомиться и закрепить новый материал, узнать много интересного и неизвестного о музыке и музыкантах, поиграть в музыкальные игры, проверяя свои знания и вовлекая в музыкальное творчество родителей. На взгляд автора, в  XXI веке музыкальные занятия должны быть современными, педагоги должны широко использовать современные компьютерные программы, что делает занятие более интересным и познавательным, а воспитанники – больше использовать компьютер в подготовке к занятиям, закреплении материала, ответах на интересующие вопросы по музыкальным предметам.

                   В программах, предназначенных для обучения музыки, можно найти следующие материалы: 

·         учебные пособия,

·         музыкальные энциклопедии,

·         музыкальные проигрыватели,

·         программы для пения караоке,

·         музыкальные конструкторы,

·         программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

                     Рассмотрим некоторые музыкальные компьютерные программы.

Программа «Музыкальный класс»

Включает в себя разделы:

·         Сольфеджио

·         Музыкальные игры

·         Теория музыки

·         История музыкальных инструментов

·         Электронное пианино

·         Киберсинтезатор

                 Программа «Музыкальный класс», позволяет заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа носит обучающий характер. Она адаптирована для учащихся младших классов. "Музыкальный класс" предполагает самое первое знакомство ученика с музыкальными инструментами, с нотной грамотой, с понятием "музыкальная гармония". Музыкальные игры, которые построены на запоминании и повторении простых детских мелодий, помогут начать формировать у ребенка музыкальный слух и музыкальную память.
                 Учащийся может испробовать свои силы и как исполнитель, он может наиграть понравившуюся ему мелодию, и как композитор, он может сочинить свою песенку. Сочинить и тут же прослушать, записать при помощи нотных знаков, о которых рассказывается на компакт-диске, распечатать и подарить маме. В программе имеется также раздел «Теория музыки», в котором пользователь самостоятельно выбирает урок, прослушивает его и выполняет упражнения для проверки усвоения знаний. В программе также предусмотрены режимы музыкальных игр, к примеру, «Крестики-нолики», «Музыкальные кубики». Сущность игр состоит в определении инструментов, ансамблей, длительностей нот. Данные игры позволяют составлять музыкальный диктант из кубиков. Игра в крестики-нолики построена на вопросах по содержанию компакт-диска, правильные ответы дают возможность усложнять прохождение игры. Игра в кубики тоже музыкальная. На каждом кубике записан фрагмент песенки, несколько кубиков выпадают и нужно восстановить запись, правильно определив место выпавших кубиков. При этом у ребенка будет возможность прослушать мелодию полностью и каждый фрагмент отдельно. Такой раздел программы, как «История музыкальных инструментов» содержит информацию о группах музыкальных инструментов, их видах и истории создания. А гармонично дополняет этот раздел программы режим работы «Электронное пианино». Он дает возможность исполнить произведение на любом из предложенных 10 инструментов.  Ко всему прочему, программа «Музыкальный класс» оснащена «Киберсинтезатором». Получить представление о различных музыкальных стилях и жанрах: джаз, самба, полька, вальс, рок, популярная музыка, техно, рэп можно, прослушивая музыкальные фрагменты с помощью киберсинтезатора. Заданная мелодия может звучать в любом, выбранном учащимся, стиле и жанре. Выбрав песню из предлагаемого перечня, можно исполнить ее под фонограмму, записать на компьютер с помощью микрофона, а затем прослушать результат.
              Своеобразный «музыкальный конструктор» легок в обращении, пользователь не нуждается в специальных знаниях.

Программа «Шедевры музыки»

              Включает в себя разделы:

·         Направления в музыке

·         Биографии композиторов

·         Истории создания известных произведений

·         Аудио записи музыкальных произведений

·         Видеофрагменты театральных постановок

·         Словарь

                В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу.  Таким образом, программы, подобные программе «Шедевры музыки», являются хорошим средством вовлечения обучаемых в творческий процесс создания собственной музыки.

«Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия»

Включает в себя разделы:

·         Истории создания и развития современных групп

·         Биографии современных исполнителей

·         Информация о современных музыкальных альбомах

·         История развития современных музыкальных стилей

·         Аудиозаписи современных музыкальных исполнителей

·         Видеоклипы

·         Игра «Музыкальная викторина»

              Большую помощь на уроках музыкальной литературы, музыки оказывают музыкальные энциклопедии. Например, «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.

Игра «Репетитор по началам нотной грамоты»

                Очень важно вовлекать родителей в образовательный процесс. Для определения знаний детей родители могут использовать музыкальную игру  «Репетитор по началам нотной грамоты». Она осуществляет контроль знаний и обучения учеников. «Репетитор» позволяет изучить расположение нот на нотном стане и на фортепианной клавиатуре, диезы, бемоли, длительность нот, пауз, тактов, интервалы, аккорды и тональности. Даже если родители не владеют музыкальными знаниями, они всегда могут определить уровень подготовки и знаний своих детей, находить ответы и объяснения на интересующий вопрос при помощи  увлекательной игры, принимать участие в игре вместе с детьми.

               Все упомянутые  программные средства обучения музыки можно купить в интернет – магазине, набрав в поисковике системы Yandexили Googleназвание программы.

                  Современные компьютерные технологии обеспечивают разнообразие, доступность и оригинальность учебной информации в отличие от традиционных средств обучения музыки. Они помогают педагогу сделать процесс обучения более эффективным и качественным.

                Таким образом, уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий. 

 

 

You have no rights to post comments

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»