Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

  Учебно-методическое пособие

Музыкальные игры в обучении детей
7-8 лет игре ни фортепиано

 Исаева Екатерина Олеговна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 603 Санкт-Петербурга

 

Аннотация:

 Предложенные игры помогают педагогу учить детей правильно интонировать, анализировать форму музыкального построения, соотносить масштабы её составляющих, гибко реагировать на смену метрической пульсации.

Через элементарные навыки импровизации(мелодической, ритмической) ребенок в условиях игры активизирует творческое воображение, знакомится с жанрами, осваивает

фортепианную клавиатуру. Разнообразные игровые формы позволяют в условиях групповых занятий многократно, но не утомительно закреплять необходимые для обучения навыки.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

Игра: особенности и необходимость

2. Теоретическая часть

Игра в разных видах музыкальной деятельности

3. Практическая часть

Музыкальные игры, применяемые в работе с детьми

4. Заключение

Результаты использования музыкальных игр

5. Нотное приложение

6. Список литературы

ВВЕДЕНИЕ.

ИГРА: ОСОБЕННОСТИ И НЕОБХОДИМОСТЬ.

Внимание к вопросам и методам обучения детей первого года обучения вызвано не случайно. Именно то, как будут

формироваться музыкальные способности в первый год обучения – определяет успех дальнейшего музыкального развития юного музыканта.

Разнообразные исследования учёных – психологов, выполненные в разных странах, доказывают благотворное влияние музыки и на интеллектуальный рост детей.

Эффективность музыкального воздействия на человека, особенно в повышенно восприимчивом детском возрасте, объясняется той интимной связью, которая на протяжении всего процесса эволюции человека установилась между музыкальным искусством и мозгом. Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом – музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Учёные считают (и доказали это в ходе ряда экспериментов), что у музыкантов связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у немузыкантов.

Эта закономерность ярко выражена у тех, кто даже не будучи профессионалом, начал заниматься музыкой до семи лет.

Работая с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, мы всегда убеждаемся, что главным средством познания мира для них является ИГРА.  Об этом говорят и пишут многие музыковеды, преподаватели, психологи.

Более того, большинство твёрдо придерживаются мнения, что учебное руководство для учащихся младшего возраста должно быть прежде всего “игровым пособием”. Задача же педагога состоит в том, чтобы направить игру в нужное для учёбы русло.

 Педагог музыки – очень важная фигура в биографии музыканта.

Педагогу приходится мобилизовать всё своё мастерство, всё своё воображение, свою способность изобретать ассоциации между музыкой и внешним миром, придумывать сравнения между музыкой и жизнью ребёнка, между музыкой и его любимыми сказками, песнями и фильмами, чтобы не засушить свой предмет, не превратить его в череду нудных заданий и упражнений.

Важно, чтобы ребёнок не утратил ощущения того, что он участвует в увлекательной ИГРЕ, в чём-то любимом и достойном любви.

Особенности игры – коммуникативность и конкурентность. Ребёнок легко вступает в контакт, он проявляет инициативу, готов к общению. Игра развивает эмпатию, сочувствие к другим, эмоциональность и выразительность.

В игре развивается позитивное самоощущение ребёнка, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, формированием положительной самооценки.

Специфическая игровая установка, когда ребёнок одновременно верит и не верит в серьёзность происходящего. Двуплановость обуславливает развивающий эффект игры.

Согласно Фрейду, ИГРА служит прекрасным методом

психотерапии. Игровое мироощущение, как правило, радостно- приподнятое и альтруистическое. Ребёнок получает вместе со знаниями заряд оптимизма, бодрости и хорошего настроения.

Отличительной чертой современности является сознательное введение игровых форм в педагогическую деятельность с целью придания ей большей эффективности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ИГРА В РАЗНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Разнообразные музыкальные ИГРЫ и задания имеют преимущество перед другими формами обучения в том, что дети всегда находятся в состоянии поиска, инициативы и творчества. Смешные картинки, весёлые тексты для пения, игровые ситуации на уроке – всё это способствует живому восприятию учебного материала. ИГРА вплетается в самые разные виды работ, превращая урок в увлекательное путешествие с приобретением необходимых знаний по сольфеджио и  музыкальной грамоте.

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной

деятельности. В нём заключён большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития.

Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту,

становится понятным и близким детям. Это развивает у них

эмоциональную отзывчивость на музыку – одну из главных

составляющих музыкальности. Большое значение имеет обучение с голоса. Правильный показ того, как нужно петь, развивает у детей соответствующие певческие навыки: интонирования, распределения дыхания, пение естественным голосом чистоту без надрыва и т.д.

Правильное пение – необходимый этап на пути становления

внутреннего слуха. Чем активнее внутренний слух музыканта, тем он лучше читает с листа и тем выше его музыкальные способности. Поэтому необходимо использовать в работе музыкальные ИГРЫ, направленные на развитие внутреннего слуха.   

Внутренний слух, способность к слуховому представлению,

является необходимой опорой для развития музыкальной памяти. Она определяется степенью прочности звуковых следов, которые хранит  внутренний слух.

Любовь к музыке, музыкальная мотивация, стимулирует появление внутреннего слуха, усиливая слушательское соучастие в музицировании.

Эта же любовь заставляет человека возвращаться к своим музыкальным впечатлениям, что способствует развитию музыкальной памяти.

Ребёнок помнит то, что любит. Он склонен сохранять в памяти то, что интересует и занимает его. Поэтому музыкальные ИГРЫ с соответствующим подбором музыкального материала (песен, попевок, примеров для слушания) должны быть яркими, интересными, находящими живой отклик в душе ребёнка.

Для активизации процесса запоминания можно использовать

иллюстрации, картинки, инсценирование песни (если позволяет её содержание).

Повторение ИГР с определённым музыкальным материалом

способствует закреплению его в памяти у детей.

Помимо качества и точности музыкальной памяти, длительности сохранения музыкальных образов, уровень развития музыкальной памяти определяется также её объёмом.

Следовательно, выбор музыкального материала должен быть не только интересным, разнообразным, но и достаточно широким.

Музыка проникает в человека через ритм. Когда дети пытаются запомнить мелодию, они запоминают сначала её ритм. Ритм является “представителем” музыкального целого в памяти ребёнка: вспомнив ритм, ученик распознаёт по нему музыкальные фрагменты. Ритмический образ музыки запоминается легко, уступая только образным ассоциациям.

 Переживание ритма по существу своему активно. Нельзя просто“слышать ритм”. Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его“сопроизводит”, “соделывает”.

Освоение метроритма, таким образом, связано с активным

использованием двигательных способностей детей в ходе разнообразных музыкальных ИГР и ИГРОВЫХ ситуаций.

В основе этих музыкальных игр лежат: двигательная импровизация в различных образах, прохлопывание, вышагивание ритма (с одновременным пением); выстукивание и проговаривание ритмослогами; тактирование под музыку; несложные танцевальные движения; игра в детском ударном оркестре и др.

Музыкальные игры в работе над метроритмом подчинены освоению различных понятий музыкальной грамоты: длительности звука, сильной и слабой доли, музыкальных размеров, фразы, затакта и т.д.

Музыка для ребёнка дошкольного возраста является увлекательной ИГРОЙ, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе – будь то пение или слушание музыки, для него по сути своей – ИГРА.

В данном методическом пособии  представлена коллекция из 24-х занимательных музыкальных игр и нескольких игровых приёмов.

Музыкальные игры подобраны с учётом возрастных особенностей детей ( 7-8 лет), с учётом развития определённых навыков (певческих, метроритмических, слуховых и т.д.), а также увлекательности, усиливающей интерес и желание у детей заниматься музыкой.

Использование данных музыкальных игр, как показывает личный опыт, делает обучение более интересным и эффективным.

Среди предложенных музыкальных игр есть специальные игры, направленные на отработку конкретных навыков, а также игры- комплексы, в которых отрабатываются сразу несколько навыков

Музыкальные игры, направленные на развитие певческих навыков и внутреннего слуха - № 1-5 (порядковый номер игры в практической части пособия).

Музыкальные игры на развитие внимания и музыкальной памяти -№№ 4, 6 – 11, 15, 21.

Игры, способствующие развитию метроритмических навыков – №№12-17.

Музыкальные игры, направленные на осознание теоретических понятий (тоническое трезвучие, музыкальная фраза, четвертные и восьмые ноты и т.д.) – № 12, 13, 18-20.

Игра на развитие координации пения и движений – № 21.

Музыкальные игры на освоение клавиатуры – №№ 22-24.

Игровые приёмы – №№ 25-27.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С

ДЕТЬМИ.

1. “Колючий ёжик”. (1)(идея М.Андреевой).

Песня Ф.Лещинской “Ёж” рисует перед детьми яркий образ. Здесь, благодаря тексту, уместна игра по ролям: ёжик (выбранный ученик) и группа детей. Сольное исполнение (роль ежа) помогает в индивидуальной проверке пения: правильного произношения гласной“а”, округлой формы рта, верного пения гласной “у” в словах “ищу”,“тащу”.

2. Игра-приветствие . (Освоение определённой интонации)

Пропевание педагогом имени ребёнка (интервал: терция, кварта и др), ученик: “Я здесь!” (пропевая тот же интервал).

 3. “Потерянный звук”.

Цель – научить допевать предложенную мелодию до тоники.

Описание: педагог поёт музыкальную фразу последний звук,

которой “потерялся”. Задача ученика – завершить незаконченную мелодию необходимым тоническим звуком, найти “потерянный звук”.

4. “Музыкальная цепочка”.

При повторении знакомой песни используется пение по “цепочке”.

Этот приём позволяет нее только вспомнить песню, но и проверить внимание, память, чистоту интонирования, звукопроизношение каждого ребёнка.

 5. “Капризное радио”. (Автор идеи Ж. Металлиди ).

Цель – развивать внутренний слух и чёткую артикуляцию.

Описание: дети поют хорошо выученную песню. Когда радио

включено – все её поют, когда выключено – песня  

исполняется про себя.

Вначале “включение” и “выключение” соответствует фразам песни.

Далее задание усложняется: радио может “включиться” и “выключиться” в любой момент. Внимание обостряется. Это вызывает восторг у  детей.

 Порядковый номер нотного приложения 10.“Включение” педагог показывает специальным жестом, а “выключение”

– поднесением пальца к губам.

6. Игра в “подсказку”. (Развитие внимания).

Описание: педагог поёт песню с остановками и ждёт, когда дети“ подскажут” слово, которое он “забыл”.

7. “Угадай мелодию”

Цель: Узнавание, повторение и закрепление ранее прослушанных (выученных) мелодий песен, музыкальных пьес и фрагментов.

8. “Песенка-картинка”

Задача: Внимательно слушать музыкальное произведение.

Запомнить и нарисовать то, о чём рассказала музыка.

Описание: Педагог исполняет небольшое музыкальное

произведение или отрывок из него. Затем обращается к детям с вопросом

– “О чём рассказала музыка?” Ответы обсуждаются, выбираются наиболее близкие к характеру музыки.

Как вариант игры: педагог исполняет музыкальное произведение и поёт мелодию со словами: к примеру, пьесу П.И. Чайковского, ”Старинная французская песенка” (из “Детского альбома”):

Принцесса у окна

Весь день сидит одна,

Качает головой

И смотрит в даль с тоской.

Пред ней синеет лес,

А в нём полно чудес,

И злая фея там живёт,

Принцессу стережёт.

Где ж ты, рыцарь

На белом коне

Когда же ты сможешь

Приехать ко мне?

Ты вызволишь меня,

Посадишь на коня

И увезёшь с собой отсюда

Навсегда.

Получается песня, которая прекрасно запоминается детьми.

9. “Слово на ладошке”.(2)

Цель: Развивать внимание, память, ритмическую и интонационную точность.

Описание: Вариантов игры может быть несколько:

1) Учитель произносит слова, а дети их прохлопывают, проговаривают ритмослоги, повторяя интонацию учителя.

2) Каждый ребёнок произносит своё слово, оно прохлопывается и проговаривается остальными ребятами.

3) Каждый ребёнок называет своё слово и сам прохлопывает его ритм.

4) Можно проговаривать целые словосочетания, к примеру:

- барабанит ёжик

- тикают часы

10. “Игра в дирижёра”. (Развитие внимания).

В песне Н.Метлова “Часы” используется и игра в “дирижёра”,

который точно укажет всем группам оркестра, когда тем нужно вступать.

С огромной радостью ребёнок выступает и в роли “оркестранта” и в роли “дирижёра”.

11. “Попугай”. (3) (развитие памяти).

Ученики должны повторить незнакомую мелодию (2-4 такта), спеть её с названием нот вслед за педагогом (мелодическое эхо). Мелодические фразы специально подбираются педагогом и должны содержать изучаемые интонационные обороты.

12. “Гномы и великаны”.(4)(идея М.Котляревской- Крафт).

Ф.Шуберт. Экосез. Соч.18 №1

Цель: Развивать умение осознавать протяжённость музыкальной фразы, окончаний фраз.

Описание: Дети двигаются в образе сказочных гномов и великанов(по группам). Гномы идут четвертями и останавливаются на половинных длительностях (конец фразы); великаны двигаются большими шагами(половинные ноты), а окончания фраз отмечают хлопком над головой.

13. “Как бьют часы”. (5)

Цель: Осознание длительностей: четвертных, восьмых и

шестнадцатых.

Описание: После знакомства с песней Н. Метлова “Часы”

проводится игра в воспроизведение боя различных часов: башенных, настенных и ручных. Игра проходит ярко и активно при использовании инструментов детского ударного оркестра. Самый любимый инструмент у детей – музыкальный треугольник, на который всегда конкурс.

Получает его самый внимательный, правильно прохлопавший ритм.

14. “Обезьянки” (автор идеи М.Андреева).

Описание: Выбранная “обезьянка” должна точно передразнить учителя (ритмическое эхо). Задача игры заключается в точном повторении учеником ритма либо прохлопанного, либо сыгранного на каком - либо инструменте педагогом.

В данной игре развивается ритмическая точность и память.

15. “Зевака” (работа над метроритмом и развитием памяти).

Описание: Дети стоят по кругу и внимательно слушают

музыкальную тему, исполняемую педагогом. Каждый из учеников отхлопывает по очереди только один звук мелодии, передавая её соседу. Кто опоздал хлопнуть – становится “зевакой” (или “торопыгой”) и выходит из игры.

Эта игра развивает внимание детей, чёткость в воспроизведении – никто из них не хочет быть “зевакой”.

Вариант игры: Дети садятся на стулья, расставленные по кругу близко друг к другу. Здесь мелодия “прыгает” по коленкам. Дети передают мелодию, хлопая по коленке соседа справа.

Музыкальный материал: Й. Гайдн. Первая тема из Andante

симфонии №6 (C dur); чешская народная песня “Аннушка” и др.

16. “Разговор инструментов” – игра в форме диалога (ритмическая импровизация).

   Цель: Развивать чувство времени (продолжительности ритмической фразы) и умение точно уложиться в неё при ответе.

Описание: Педагог задаёт ритмический вопрос ученику, тот в свою очередь должен ответить своим ритмом, в том же самом метре, с таким же количеством тактов.

17. “Сочини стихи”.

Цель: Научиться легко подбирать слова на заданный ритм

(противоположное задание записать ритм на предложенное

четверостишье), подготовиться к сочинению мелодий.

Вот несколько примеров, сочинённых детьми слов на

предложенный ритм:

- бегали и прыгали мы целый час

- жили - были и дружили кот и пёс

- мы катались, мы катались на коньках и др.

18. “Сапожник”. (6) (идея Н.Михайловой ).

Цель: Освоение интонации тонического мажорного трезвучия.

Уверенное пение, сочетающееся с равномерной пульсацией (ходьбой).

Реагирование на смену динамики. ( р – ff )

Описание: Дети становятся в круг и поют считалочку “Конь

ретивый” (7)

Один из учеников находится в центре круга, пересчитывает детей и выбирает для игры главное действующее лицо – сапожника. Сапожник садится в центр на стул. Все другие ученики спокойно идут по кругу.

Песня поётся в виде диалога между сапожником, который

занимается ремонтом обуви и гуляющими вокруг него детьми.

Ученик – сапожник поёт свою вопросительную фразу, а гуляющие дети поют хором ответ.

Педагог аккомпанирует на фортепиано. После того, как песня спета, педагог импровизирует простую мелодию с аккомпанементом, играя тихо “р”.

Дети внимательно слушают и продолжают “гулять” вокруг

сапожника. Внезапно резкий аккорд“ff” (лучше использовать

доминантовый септаккорд или уменьшённый вводный септаккорд) обрывает спокойное звучание музыки и заставляет сапожника вскочить…

 дети с шумом и восторгом разбегаются, но сапожнику удаётся поймать одного из “зазевавшихся” детей. Пойманный ученик занимает место сапожника и игра продолжается.

19. “Подари цветочек”.(8) Ф.Ж. Госсек. Гавот. D-dur

Цель: Различать музыкальные фразы одинаковые по длине (восемь

фраз по два такта). Ощущать конец музыкальной фразы. Отражать это в движении.

Описание: Дети стоят в кругу, повернувшись лицом к центру.

Фраза 1: Кто-нибудь из детей (педагог) начинает игру. Он

подбегает к одному из товарищей, точно исполняя ритмический рисунок (или пульс) фразы, и чуть присев дарит цветок ему в конце такта 2.

Фраза 2: Движение начинает приглашённый, а тот, кто пригласил, остаётся на его месте и т.д.

20. “Прятки”. (9) Д. Кабалевский. “Барабанщик”.

Цель: Подготовить детей к понятиям “crescendo” и “diminuendo”, осознание их.

Описание: Выбирается водящий, в отсутствие которого прячется какой-либо предмет (музыкальный инструмент). Водящему необходимо

найти предмет, вслушиваясь в звучание музыки (принцип: жарко- холодно). С приближением к предмету, звучание музыки усиливается и, наоборот. Дети помогают водящему, прохлопывая ритмический рисунок с соответствующими динамическими оттенками.

21. “Передай другому”.

Цель: Развивать внимание, координацию пения и движений.

Методическая задача: акцентировать доли такта, каждое движение должно соответствовать доле такта в 2-х, 3-х дольном размере.

Описание: Дети становятся в круг. Правую руку вытягивают перед собой и кладут на ладошку (заранее принесённый) маленький цилиндр от шоколадного яйца. Объяснить детям, что правая рука, как полочка – всегда в одном положении – неподвижная.

На “раз” – левой рукой касаемся цилиндра (лежащего на своей правой руке), одновременно правую ногу отставляем вправо.

На “два” – левой рукой передаём цилиндр соседу слева (кладём его на “полочку”) и одновременно приставляем левую ногу.

Когда движения освоены, в ИГРУ добавляем пение любой

несложной, известной детям песни (напр.: ”Во поле берёза”, “Во саду ли, в огороде”).

22. “Закончи мелодию”. (10) (освоение клавиатуры).

Цель: Запомнить и быстро находить нужную клавишу по всей

клавиатуре.

Описание: Дети стоят у инструмента. Педагог играет мелодию детской песни “На зелёном лугу, их- вох “. Разучивается 1-й куплет.

Акцентируется внимание детей на том, что песня начинается и заканчивается на одной и той же клавише.

 Смысл состоит в том, что выбранный ученик должен увидеть с какой клавиши начал играть педагог и вовремя закончить той же клавишей (сыграть её на слове “вох”) и не опоздать. Ученик должен быстро реагировать, так как мелодия играется в быстром темпе и по всем регистрам фортепиано.

23. “Весёлый ансамбль”. (11) (освоение клавиатуры).

Цель: Запомнить местонахождение названных клавиш; играть(аккомпанировать мелодии) с равномерной пульсацией; соблюдение единого темпа.

Описание: Ученик в заданном темпе играет указанные клавиши, слушая при этом мелодию, исполняемую преподавателем.

Участвуя в “весёлом ансамбле” дети испытывают большую радость. Им кажется, что вся звучащая музыка – это их заслуга.

24. “Артист-пианист”. (12) (освоение клавиатуры).

(Автор идеи Г. Шатковский).

Цель: Уверенная игра этюдов на чёрных клавишах в заданном размере (начиная с самого низкого и, заканчивая самым высоким регистром).

Описание: Дети встают полукругом вокруг фортепиано так, чтобы хорошо видеть все клавиши. Далее, показать ученикам строение клавиатуры: лучше сделать это на чёрных клавишах. Педагог играет и попутно поясняет: вся клавиатура состоит из сплошных повторений: две чёрных клавиши, затем - три, снова - две, затем снова три… и так до

конца. Каждый из учеников играет этюд на чёрных клавишах левой и правой рукой попеременно. Этюды следует играть от края до края клавиатуры – играть умеренно, но ровно и уверенно, не сбиваясь с пульса. Играть необходимо с определённым ритмическим рисунком, в 2- х и 3-х дольном размере. В исполнение этюдов можно включать

одновременное проговаривание известных детям стихов, текстов песен(напр.: “Наша Таня громко плачет”, ”Жил был у бабушки”, и др.). Ученик старается произносить стихи без растягивания слогов и, следовательно играть ровно, без остановок.

25. Игровой приём на развитие чистого интонирования.

Описание: ученик прикрывает пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать своё исполнение, а открытое ухо позволит слышать музыкальное сопровождение и пение других детей

26. Игровой момент

при запоминании расположения нот на нотном стане.

Можно легко научиться писать и узнавать ноты, если запомнить стишок:

 На линейках МИ, СОЛЬ, СИ,

Между ними ФА, ЛЯ, ДО.

РЕ сосулькою висит,

ДО на веточке сидит

27. Игровой момент.

Разучивание и пение будет успешнее, если слова песен весёлые, интересные и понятные детям. Примеры песен с весёлыми текстами в нотном приложении (13).Репертуар подбирается с учётом освоения приёмов пения, определённой интонации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР.

Результатом освоения ребёнком разнообразных музыкальных ИГР станет развитие у него интереса к познанию (“Хочу всё знать!”), к участию в ИГРАХ, как в индивидуальных, так и коллективных.

Заявления ребёнка: “Хочу играть!”, “Давайте ещё поиграем!”, “Жалко, что так мало!” – следует только приветствовать. Ребёнок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.

В процессе музыкально-игровой деятельности происходит развитие ребёнка и накопление у него опыта данной деятельности.

 Структура опыта музыкально-игровой деятельности включает:

1. Опыт эмоционально- ценностного отношения к музыке.

2. Опыт знания музыки.

3. Опыт умений взаимодействовать с музыкой.

4. Опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность.

- Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке отражается в возникающих у ребёнка интересах к музыке. Он выражается в оформляющемся музыкальном вкусе учащегося.

- Опыт знания музыки складывается из музыкального кругозора ребёнка(ориентация в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции.

 - Опыт умений взаимодействовать с музыкой характеризуется двумя группами умений:

а) Умения, как обобщённые способы музыкальной деятельности, позволяющие ребёнку:

- адекватно реагировать на характер музыки.

- осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа.

- понимать (декодировать) музыкальный образ.

- деятельно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу.

- интерпретировать музыкальные образы в разных видах игровой деятельности.

б) Умения, необходимые для участия в разных видах музыкальной деятельности. Это певческие, метроритмические, слуховые(мелодические, гармонические), инструментальные, сочинительские, импровизированные, танцевальные.

- Опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность накапливается в процессе активного участия ребёнка в разных видах музыкально-игровой деятельности; интерпретации музыкальных образов в доступных и интересных видах игровой деятельности; попытках музыкального сочинительства. В совместном творческом труде преподавателя и учеников такие

слова, как “ИГРА” и “РАБОТА”; “ИГРА” и “УРОК”; “ИГРА” и

“ЗАДАНИЕ”, теряют свою взаимоисключаемость, соединяясь в единое целое на более высоком уровне. И поскольку всё взаимосвязано, этот высокий уровень коллективной работы преподавателя и ученика касается не только музыкальных переживаний и музыкальных знаний, но и распространяется на всю человеческую жизнь вообще, в несколько более глубоком смысле этого слова.

НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ.

1. ЁЖИК.

Слова Т. Здзитовецкой Музыка Ф. Лещинской

Умеренно

2. СЛОВО НА ЛАДОШКЕ.

Слова Н. Пикулевой Музыка Е. Попляновой

3. ПОПУГАЙ.

4. ГНОМЫ И ВЕЛИКАНЫ (ЭКОССЕЗ).

Ф. Шуберт

Moderato

5. ЧАСЫ.

Н. Метлов

Умеренно

6. ПЕСЕНКА-ИГРА «САПОЖНИК»

Польская народная песня

Сапожник: «Дети, дети, башмаки порвёте».

Дети: «Ой, сапожник, ты их залатаешь».

Сапожник: «Дети, дети, кто же мне заплатит?»

Дети: «Ой, сапожник, тот, кого поймаешь!».

7. КОНЬ РЕТИВЫЙ.

В. Агафонников

Эта считалочка хорошо закрепляет в памяти скачок мелодии с I на V

ступень вниз, скачок на кварту вниз.

8. ПОДАРИ ЦВЕТОЧЕК (ГАВОТ).

Ф. Ж. Госсек

Не слишком скоро

9. ПРЯТКИ (БАРАБАНЩИК).

Д. Кабалевский

Чётко

10. ЗАКОНЧИ МЕЛОДИЮ

26

11-а. АНСАМБЛЬ (МАРШ).

В.-А. Моцарт.

Бодро

11-б. ДОМ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ.

Ж. Металлиди.

11-в. НЕМЕЦКИЙ ТАНЕЦ.

К.-М. Вебер

12. ЭТЮДЫ.

13. ВЕСЁЛЫЕ ПЕСЕНКИ.

Слова М. Бородицкой Музыка Ю. Бодровой

Капризная Оксанка.

Детская прибаутка

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абелян Л. Забавное сольфеджио. – М.: Советский композитор, 1982.

2. Андреева М. Первые шаги в музыке. – М.: Киодара, 1994.

3. Бабаева Т.И. В игре готовимся к школе. – М.: Просвещение, 1993.

4. Баренбойм Л. Путь к музыке. – Л.: Советский композитор, 1988.

5. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения. – Санкт-Петербург, 1999.

6. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. – Санкт-Петербург:

Музыкальная палитра, 2004.

7. Васина-Гроссман В. Ритмика / Музыка и поэтическое слово, в.1. – М., 1972.

8. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание. – М.: Просвещение, 1981.

9. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Ребёнок дошкольного возраста, как субъект детской музыкальной деятельности./ Педагогика детства. – Санкт-Петербург,

 2005, с. 208-218.

10. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Ребёнок и музыка: современные технологии музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста./ Педагогика детства. – Санкт-Петербург, 2005, с. 323-347.

11. Достал Я. Обязанность и игра./ Ребёнок за роялем. – М.: Музыка, 1981.

12. Жак-Далькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства./ Театр и искусство: – М., 1992.

13. Зебряк Т. Играем на уроках сольфеджио. – М., 1992.

14. Калмыков Б. Сольфеджио, ч.1. – М., 1979.

15. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М.: Таланты – XXI век, 2004.

16. Котляревская-Крафт М. Сольфеджио. – Л.: Музыка, 1988.

17. Кончаловская Н. Нотная азбука. – М.: Олма-пресс, 1997.

18. Лихачёв Ю.Я. Как учить детей музыке. – Санкт-Петербург, 2003.

19. Металлиди Ж. Дом с колокольчиком: Пьесы для фортепиано. СПб.:

Композитор, 1996.

20. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио для дошкольной группы. – Санкт- Петербург: Композитор, 1998.

21. Михайлова Н. Волшебная лесенка. Сольфеджио I класс. – М., 2004.

22. Орлова Т.М. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1987.

23. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Научное издательство,

2003, с.98.

24. Поплянова Е.М. А мы на уроке играем. – М.: Новая школа, 1994.

25. Радынова О.П. Слушаем музыку. – М.: Просвещение, 1990.

26. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Владос, 1994.

27. Российский гуманитарный энциклопедический словарь, II том. – М.: Владос,

2002, с. 53

28. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей./ Сост. С.Ляховицкая. Л.:

Музиздат, 1962. ч.2

29. Светова С.В. Поурочные планы по сольфеджио. – М., 1992.

30. Соловьёва Н.А. Сборник песен. – М.: Мозаика-синтез, 1996.

31. Тютюнникова Т. Музыкальные узоры.// Музыкальный руководитель. – Чехов,

2006.

32. Франио Г. Методическое пособие по ритмике. – М.: Музыка, 1995.

33. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. – Омск, 1992.__