Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация эвакуационных мероприятий в мирное время

Иванов Сергей Валерьевич,
преподаватель Учебно-методического центра
ГО, ЧС и ПБ Санкт-Петербурга

 

В мирное время эвакуационные мероприятия  проводятся при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Эвакуация населения в мирное время — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации (ЧС) природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах (местах).

Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.

Для кратковременного размещения населения могут развертываться пункты временного размещения (ПВР) на объектах, способных вместить необходимое количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на период от нескольких часов до нескольких суток.

Особенности проведения эвакуации определяются:

-  характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение),

- пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС,

- численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения,

- временем и срочностью проведения эвакомероприятий.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения:

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения проводится из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасном объекте или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговремен­ная) эвакуация населения из зон возможного действия пора­жающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС. Экстренная эвакуация проводится и при нарушении нормаль­ного жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровья людей.

В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.

Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона воз­можного воздействия поражающих факторов источника ЧС огра­ничена пределами отдельных городских микрорайонов или сель­ских населенных пунктов, при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкаю­щих к зоне ЧС населенных пунктах или непострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эвакуируемого населе­ния может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч че­ловек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.

Региональная эвакуация осуществляется при воздействии поражающих факторов на значительные площади, охватыва­ющие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения и крупными городами. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС на селение может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями на­селения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация (рассмотрим во втором учебном вопросе).

Необходимость принятия решения на эвакуацию населения и сроки ее осуществления в условиях, когда организация первооче­редного жизнеобеспечения технически невозможна или нецеле­сообразна, определяются в соответствии с «Критериями приня­тия решения на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в ЧС природного и тех­ногенного характера» (табл. № 1).

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях — комплекс экономических, организационных, инженерно-тех­нических и социальных мероприятий, обеспечивающих создание и поддержание минимально необходимых условий для сохране­ния жизни, здоровья и работоспособности людей во время осу­ществления эвакуации, на ее маршрутах и в местах размещения эвакуированного населения.

Таблица № 1

КРИТЕРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в ЧС природного и техногенного характера

Виды ЧС

Основные системы жизнеобес­печения, выходящие из строя при ЧС

Жиз­ненно важные потреб­ности человека

Минимально допусти­мые нормы потребления, обеспечиваемые функци­онированием рассматри­ваемой системы жизне­обеспечения

Время, в течение которого человек без ущерба для здоровья может существовать без удовлетворения данных потребностей

Критерии для принятия

решения об эвакуации

Сели, лавины, землетрясения

 

 

Топливос­набжение

Тепло, быт

0,02 т.у.т. в год на чело­века

В холодное время года в зависимости от обста­новки от нескольких часов до 2—3 суток

Возможный уровень удовлет­ворения жизненно важных потреб­ностей ниже допустимого. Время восста­новления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей че­ловека, превышает время, которое он может прожить без удовлетворения этих потреб­ностей, или удов­летворение их на уровне, значитель­но более низком, чем допустимый

Электро­снабжение

Тепло

112 кВт/час на чел. в год

 

 

Жилой фонд

Жилье

2,5 кв. м на человека в течение нескольких месяцев

В холодное время года до 3-х суток под открытым небом и до нескольких месяцев в палатках

Сели, землетря­сения, крупные аварии на хими­чески опасных объектах, круп­ные аварии на

радиационно опасных объектах

Водоснаб­жение

Вода пи­тьевая

2,5л (в жарком климате 4 л) – 3-5 суток;

10-15л - 10-15 суток;

далее для всех нужд 22,5-27,5л (из расчета на 1 чел. в сутки)

1 - 2 дня

Сели, лавины, землетрясения, крупные аварии на радиационно опасных объектах

Система обеспечения продуктами питания

Питание

Калорийность пищи в сутки от 1000-3000 ккал. Суточная потребность в белке 58-61г (из расчета на 1 чел., в зависимости от пола и возраста)

3 суток

 

 

При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определя­ется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также пер­спектив хозяйственного использования производственных объ­ектов, размещенных в зоне воздействия поражающих факторов источника ЧС.

Право принятия решения на проведение эвакуации принадле­жит руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС. В случае крайней необходимости решение на проведение эвакуации могут принимать руководители работ по ликвидации ЧС.

Мероприятия по подготовке к эвакуации населения и разработ­ка планов эвакуации населения проводится органами управления

Взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями при подготовке и проведении эвакуации населения осуществляет­ся в соответствии с федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также «Руководством по взаимодействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Ми­нистерства обороны по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

При наличии соответствующих межгосударственных догово­ренностей размещение эвакуируемых граждан Российской Фе­дерации может производиться на территории стран — участниц Содружества независимых государств и других сопредельных го­сударств. В свою очередь территория Российской Федерации мо­жет быть предоставлена для размещения населения, эвакуируемо­го из других государств. Взаимодействие компетентных органов сотрудничающих государств основывается при этом на нормах международного права, условиях двусторонних или многосто­ронних межгосударственных договоренностей, законодательства Российской Федерации и других стран.

Вывод: Проведение эвакуации населения требует тщательно проду­манного планирования эвакуационных мероприятий и заблагов­ременной всесторонней подготовки транспорта, дорог, безопас­ных районов размещения эвакуированного населения, эвакуа­ционных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.

 

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  2. Постановление Правительства РФ от 22.06.2004 №303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».
  3. Эвакуация населения. Планирование, организация и проведение. ИРБ, Москва, 2009 г, 2012 г.
  4. Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, под общей редакцией В.А. Пучкова, ДГЗ МЧС, 2005 г.
  5. Руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. МЧС, ВНИИ ГОЧС, 1996 г.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ