Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Психологически комфортная образовательная среда на уроках ОБЖ:
предпосылки и барьеры

 Мелихова анастасия Дмитриевна
Изменившиеся социальные условия, стремительный научно-технический прогресс выдвигают новые требования к организации образовательного процесса. Модернизация системы российского образования нацелена на приведение результатов деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности.
Именно задача формирования здоровье сберегающей образовательной среды, обеспечивающей защищенность участников образовательного процесса от внешних рисков и угроз, поставлена в нашей стране на государственном уровне: в «Концепции модернизации российского образования». В связи с этим актуальной практической задачей учреждений образования становится создание социальной среды, развивающей и поддерживающей личностный потенциал учителей и учеников. Важнейшая характеристика такой среды – психологическая безопасность.
Анализ исследований ряда авторов (Г.В. Грачев, Т.С. Кабаченко, И.А. Баева), показал, что эффективность образовательного процесса будет зависеть от показателя психологической безопасности образовательной среды.
К сожалению, в педагогической практике не всегда удается организовать образовательный процесс в ситуации психологического комфорта и успеха. Так, А. М. Прихожан, исследуя принципы тревожности детей в школе, отмечает, что чаще всего они кроются в неудовлетворенности учащихся своей успеваемостью. Учителей это должно подтолкнуть к тому, чтобы в их ежедневной работе постоянно присутствовали поощрение, поддержка и помощь, конструктивная критика, справедливое оценивание, т.е. то, что является основой создания психологически безопасной образовательной среды.
Учителям не всегда понятно, на какие критерии психологического состояния школьников им следует ориентироваться. Думается, одной из удачных моделей анализа психологического благополучия / неблагополучия ребенка может послужить так называемый "психолого-педагогический статус" школьника, который "представляет собой систему характеристик психического состояния и поведения ребенка, важных для его успешного обучения и развития. Это характеристики познавательной сферы, эмоционально-волевого и мотивационного развития; система отношений ребенка к миру, самому себе и значимым формам деятельности; особенности поведения в учебных и внеучебных школьных ситуациях.
Принципиально важными составляющими благополучного психолого-педагогического статуса школьника являются:
1) умственная работоспособность и темп умственной деятельности - способность сосредоточенно работать над учебной задачей, трудиться в едином темпе со всем классом;
2) сформированность важнейших сторон познавательной сферы - умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности, сформированность внутреннего плана умственных действий и т.д.;
3) отношение младшего школьника к себе - устойчивая положительная оценка себя как умелого, знающего ученика, способного многого добиться, адекватный уровень притязаний;
4) отношение к значимой деятельности - эмоционально положительное восприятие школы и учения;
5) активность и автономность поведения ребенка - самостоятельность в познавательной и социальной деятельности;
6) взаимодействие и отношения с педагогами - установление адекватных ролевых отношений с учителями начальной школы на уроках и вне уроков, проявление уважения к учителю, эмоционально положительное восприятие ребенком личности учителя, системы своих отношений с педагогами и воспитателями;
7) взаимодействие ребенка со сверстниками - владение приемами и навыками эффективного межличностного общения с ними; установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем;
8) устойчивое эмоциональное состояние в школе - отсутствие противоречий между требованиями школы (учителя) и родителей, требованиями взрослых и актуальными возможностями ребенка.
Если все эти принципы будут использоваться в единстве, система воспитательной работы в школе превратится в воспитательную систему, станет не экстенсивной, а интенсивной, эффективной и актуальной.
Особенность современного подхода к содержанию процесса воспитания состоит в том, что, с одной стороны, современного ребенка нужно защищать от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, примитивизма и цинизма, учить достойно жить в меняющемся социуме, создавая "островки безопасности" в школе, и проектировать дружественную социальную среду; с другой стороны, его необходимо активно включать в практику личностного самоопределения, формирования собственных взглядов, основанных на ненасильственном взаимодействии с окружающими его людьми.
3

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ