Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблема преодоления языкового барьера
при изучении иностранного языка в школе

Уртаева Марина Геннадьевна
Сейчас изучение английского языка стало незаменимой частью интеллектуальной и практической деятельности большинства людей. Способность общаться на иностранном языке в разы увеличивает  возможности человека в современных условиях. Это помогает узнать  культуру страны изучаемого языка, а также культуру и особенности родной страны и родного языка. Успех в изучении языка в большой степени зависят от методики, выбранной  учителем, от того, насколько он владеет современными технологиями и использует их в своей работе. В динамично меняющемся мире учитель должен искать новые, более эффективные приемы, средства преподавания, которые позволили бы дать больше информации, преподнести её ярче, доступнее, чтобы она легче воспринималась и лучше запоминалась.
В настоящее время основной целью изучения иностранного языка является готовность к общению как устному (устная речь и понимание на слух), так и письменному. Часто при изучении иностранного языка учащиеся сталкиваются с различными трудностями, которые приводят к возникновению барьеров.  Для начала необходимо изучить определение термина барьер.   Следует отметить, что барьеры определяются как сложности, возникающие в процессе взаимодействия, являющиеся препятствием ему или отрицательно влияющие на  его эффективность. Также языковой барьер-это психологическая установка индивидуума, связанная с низкой самооценкой знаний чужого языка, препятствующая его участию в коммуникативных актах на этом языке.
Выделяют:
- коммуникативные барьеры (трудно быстро и адекватно реагировать на устную речь); 
- психологические барьеры (страх допустить ошибку; неспособность упростить свою речь; страх общения с людьми, знающими иностранный язык лучше);
- языковые барьеры (проблема с пониманием смысла фраз, различных оборотов речи и т.п.; трудности в четком формулировании мыслей);
- лексические барьеры (бедный словарный запас как в родном, так и в иностранном языке);
- межкультурные барьеры (отличие культуры родной страны от реалий и культуры страны изучаемого языка).
Причины появления языкового барьера
Языковой барьер появляется из-за страха и неуверенности в себе в тех ситуациях, когда требуется говорить на иностранном языке. Причиной всему является нехватка практики, недостаток общения. Недостаточно просто учить грамматику, выписывать и вызубривать слова. Нужно постоянно слушать и много раз повторять выученное, чтобы привыкнуть к словам. Еще лучше - заучивать целые фразы и блоки, чтобы они вылетали в разговоре автоматически, а не обдумывались каждый раз.
Как же справиться с преградой и преодолеть языковый барьер
Именно в живом, устном общении и кроется камень преткновения. Многие люди не один год изучают иностранный язык, сначала в школе, затем в университете. Прилежно учат, получают отличные оценки, но в результате с трудом способны выдать простейшие вещи, например, объяснить иностранцу, как найти нужную улицу. Чтобы говорить на другом языке, на нем нужно именно разговаривать. И чем больше - тем лучше. Если на каждом занятии проговариваются фразы, обсуждаются целые темы, то в результате учащийся перестает судорожно подбирать каждое слово и, не задумываясь, произносит уже усвоенное. Именно так, при помощи практики преодолевается языковой барьер. Причем практика должна быть постоянной. По мере углубления знаний, увеличения активного словарного запаса общение станет более интересным и развернутым, займет уже больше времени. Для лучшего погружения в язык можно прибегнуть и к изучению английского языка онлайн, использовать ресурсы глобальной сети: смотреть англоязычные каналы, слушать и повторять музыку на английском, смотреть фильмы без перевода, сидеть в чатах, где основные посетители - носители английского языка. Такие занятия позволяют не забывать о любимом языке даже дома, где языковая среда для его изучения отсутствует.
Не стоит забывать о комплексном подходе
При этом все же не стоит забывать о грамматике. Конечно, главное - это живое общение, без лишних пауз и обдумывания каждого слова. Но это не значит, что можно делать массу ошибок в каждой грамматической конструкции и каждом предложении, ведь довольно часто правильно построенная конструкция определяет смысл предложения, и чисто грамматическая ошибка может исказить суть сказанного. В целом же методику обучения определяют цели, поставленные самим учащимся: для чего человеку нужен иностранный язык, чего именно он хочет достичь в результате его изучения, где собирается применять. Однако в последние годы более популярными и востребованными становятся методики, обучающие именно разговорному иностранному языку. Вот как можно преодолеть языковой барьер.
Изучение английского языка для детей тоже строится не на нудной зубрежке грамматики, а на выработке навыков живого общения на иностранном языке, тем более, что детям оно дается гораздо легче, чем взрослым. Помогают здесь и особенности изучения иностранного языка в группах, где можно разговаривать с разными людьми и привыкать к особенностям произношения каждого участника.
На формирование языкового барьера влияет и низкая степень владения родным языком. Часто, из-за отсутствия навыков устной речи, недостатка собственных мыслей на родном языке, обучающиеся не могут выразить их на иностранном языке. М.П. Епифанова называет это «специфической коммуникативной необученностью, когда человек не умеет эффективно строить общение даже на родном языке». Х.Ф. Макаев определяет данный фактор одной из главных причин возникновения языкового барьера в изучении иностранного языка. Сложности в спонтанном говорении вызывает нехватка мотивации у обучающихся. Желание говорить, выражать свои мысли на иностранном языке, обмениваться информацией являются одной из главных составляющих успешного обучения и овладения иностранным языком, а также основным условием преодоления языкового барьера. Основным способом преодоления языковых барьеров является методика обучения и личностноориентированный подход, являющийся одним из основных подходов в общей системе образования, и ориентированный на обучающегося, на его личностные особенности. Данный подход ставит в центр обучения личность, выступающую как активный субъект, способный к саморазвитию и самопознанию. Особая роль при таком подходе принадлежит преподавателю, созданию им позитивного эмоционального отношения к работе обучающихся, использованию современных методов и приемов на занятии, проблемных творческих заданий, способствующих самореализации личности, развитию познавательного интереса, активизации мыслительной деятельности.
Устранение языкового барьера возможно при определенных педагогических условиях и ситуациях, максимально приближенных к реальности, которые побуждали бы к размышлению, к творческой активности, к самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам. Одной из основных методических задач преподавателя является создание психологического комфорта на занятиях иностранного языка, который способствовал бы раскрытию потенциальных внутренних возможностей обучающихся и побуждал бы к свободному общению . Обеспечение благоприятного психологического климата на занятии, выражающего в психологической раскрепощенности, позволяет обучающимся чувствовать себя свободно, эмоционально воздействовать, выражать свое мнение, спонтанно высказываться на ту или иную тему.
Определяющим в снятии языкового барьера при изучении иностранного языка является коммуникативный метод, подразумевающий обучение общению, создавая реальные жизненные ситуации, тем самым обеспечивая максимальное погружение студента в языковой процесс. Коммуникативный метод позволяет учитывать психологические особенности обучающихся и искать индивидуальный подход к студентам, которые испытывают затруднения в выражении своих мыслей на иностранном языке.
Обучение общению на иностранном языке проходит наиболее эффективно при проведении таких видов работ, как игровые ситуации, работа в парах, дискуссии, ролевые игры, ориентированные на активизацию познавательного процесса обучающихся. Такие виды учебной деятельности, тренирующие навык говорения, позволяют вовлечь каждого обучающегося в коммуникативный процесс, активно участвовать в обсуждении, высказывать и доказывать свои аргументы, помогают побудить к активизации умственной деятельности, самостоятельности.
Особого внимания для преодоления языковых барьеров заслуживают различные онлайн интер- нет-ресурсы, живое общение с помощью «Скайп», развивающее навыки восприятия на слух иностранной речи.
Таким образом, работа по преодолению языковых барьеров осуществляется путем использования методов и приемов, включающих задания творческого и коммуникативного характера, способствующих повышению активной познавательной деятельности, эффективности обучения, развитию самостоятельной деятельности обучающихся.
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ