Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок географии в 9 классе

Учитель географии Лобаченко Тамара Алексеевна

 ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга

Тема: «Общая характеристика Восточной экономической зоны»

Цели:

1.      Дать характеристику ЭГП, природным ресурсам, населению и хозяйству Сибири и Дальнего Востока.

2.      Выявить и сформировать проблемы Восточной зоны, уметь предложить свои пути выхода и разрешения этих проблем.

Задачи:

Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме Восточный макрорегион.

Развивающая: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов). Учить выступать перед классом, анализировать карты, схемы. Развивать возможности самостоятельно овладевать практическими навыками.

Воспитательная: способствовать умению слушать  выступления своих товарищей, пониманию собственных достижений, овладению культуры речи, развитие монологической речи.

 

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения: учебник, атлас , контурные карты.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Форма проведения: Дискуссия, деловая игра.

Ход урока:

1.      Организация класса: Объявление тем, целей и установка на решение проблем.

Д/з: таблица в тетради, §

2.      Обращаю внимание на тезисы к уроку:

а) «Наше богатство является причиной нашей нищеты».

б) «Богатство России прирастать Сибирью будет». М.Ломоносов.

в) «Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». С.Аксаков.

г) «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами». Д.И.Менделеев.

д) «Только расстояния и существуют в России».

Учитель:

- К этим тезисам мы будем обращаться по ходу урока.

- Работать будем в форме дискуссии, построенной на тезисах и антитезисах, решая поставленные задачи урока.

- Чтобы у вас сложилось комплексное представление об особенностях Восточной Экономической Зоны (ВЭЗ), наши выводы запишем в тетради в таблицу.

Вопросы классу:

- Что такое геополитическое положение? Какие ТПК сформировались в восточной зоне? Какие топливно-энергетические базы вы знаете в регионе?

Характеристика региона дается по плану. Ученики работают с картами, отвечая на вопросы плана.

Особенности ВЭЗ

Пути решения

1.      ЭГП: удаленность от центра, большая площадь, суровые природные условия, выходы в Северный Ледовитый и Тихий океан (близость к АТР), транспортная ограниченность. Обращаю внимание на тот тезис, который подходит к теме. Тезис (д).

- Сплошное бездорожье, полное отсутствие автодорог, только вездеходы; сезонные дороги «зимники».

а) Использовать СМ путь для прохождения иностранных судов к странам АТР, вырученные средства вложить в строительство новых магистралей и портов.

б) Создание новых видов транспорта на воздушной подушке, спутниковая связь для подключения к ЭВМ крупнейших районов, т.е. дистанционная компьютеризация.

в) Построенный БАМ и Амуро-Якутскую магистраль использовать полнее.

 

2.      Природные ресурсы.

Богатство самыми разнообразными ресурсами: нефть, газ, уголь, золото, алмазы, никель, уран, олово, лес, гидроресурсы.

- Какой тезис подходит? (б), антитезис (а).

- Дороговизна природных ресурсов

пример: 20% мировых запасов нефти. Но одна нефтяная скважина в Ираке, ОАЭ дает в сутки 800-5000т., в России – 3т. И обходится в 4-7 долларов за 1т.в ОАЭ, в Северном море – 75-100 долларов, у нас  - 126 долларов – на мировом рынке продается по 132 доллара. В России бездействует 32тыс. нефтяных скважин, из них 25тыс. в Западной Сибири.

Новые технологии добычи, инвестиции в разработку новейших технологий и новых месторождений.

3.      Трудовые ресурсы.

Ограниченная обеспеченность трудовыми ресурсами.

Материальная заинтересованность, новые методы строительства, т.е. монтаж домов из уже изготовленных строительных комплексов.

4.      Проблемы организации хозяйства. Тезис (г).

- Я дала 3 ученикам опережающее задание.  Каждый из них подготовил сообщение о производственной проблеме З.Сибири, В.Сибири и Д.Востока.

- З.Сибирь – предприятия Кузбасса (экспорт угля и металла снизился).

- В.Сибирь – 1) алюминиевые заводы в Братске и Красноярске, Саянске и Шелихове работают по принципу «толлинга». 2) Концерн «Норильский никель». 3) Алмазодобывающие предприятия Якутии – эффективны, чего нельзя сказать о добыче золота. 4) Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная – трудности с ростом цен на транспорт.

Д.Восток – экономические проблемы связанны с переориентацией внешних связей района. «Замкнутость хозяйства».

1)      Создание ТПК.

2)      Создание совместных предприятий с иностранными фирмами.

3)      Создание свободных экономических зон (на Сахалине, во Владивостоке, Хабаровске).

4)      Переориентация экономики на перерабатывающие отрасли: энергоемкие, химическую промышленность, нефтехимию, микробиологию, целлюлозно-бумажную, мало-трудоемкое машиностроение.

Зона не может развиваться только за счет добывающих отраслей. Использование новейших технологий, комплексная переработка ресурсов, создание СЭЗ, привлечение инициативных талантливых людей, внешние связи с АТР, создание научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке: технополисов (в Новосибирске Академгородок)

Деловая игра.Приложение 1.

5.      Экологические проблемы: легко ранимая северная природа.

Комплексно использовать природные ресурсы, экологически чистые предприятия, закрепить использование тяжелой техники.

6.      Проблемы народов Севера.

- Традиционное занятия северных народов – оленеводство, охотничий промысел – предполагали кочевой образ жизни. Пытались сориентировать северян на оседлость. Результаты не всегда благоприятные. Как совместить технологию оленеводства с возможностью получать образование?

а) Оставить нетронутыми пастбища выпаса оленей.

б) Школы – интернаты.

 

Подведем итог о перспективе развития Сибири.

- Если не будет сделано то, что предложено выше, что будет и что оставила после себя сегодняшняя цивилизация. Что дает нефть и газ народам севера? 5% поселков Севера газифицировано, 9% имеют водопровод, 0,8% центральное отопление. Ущерб хозяйству оценивается в 10 млрд.долл., останутся 1500 отработанных скважин, лесные пожары, вездеходы и тягачи разрушают растительный покров.

 

- Сибирь! Леса и горы скопом,

Земли довольно, чтоб на ней

Раздаться вширь пяти Европам

Со всею музыкой своей.

Край, где несметный клад

заложен,

Под слоем – слой мощней

                                   вдвойне.

Иной еще не потревожен,

Как данный лёд на глубине.

                                               А.Т.Твардовский «За далью-даль».

 

Приложение 1.

 

Деловая игра

- Как вы относитесь к совместным с зарубежными компаниями проектам создания нефтехимических комплексов в Нижневартовске, Уренгое, Сургуте?

Iряд – сторонники проекта предлагают свои доводы в пользу его.

IIряд – противники проекта отвергают его.

IIIряд – наблюдатели, должны принять решение на основе более убедительных фактов.

Доводы «за»

1.      Наличие нефтегазового сырья не комплексно используемого.

2.      Создание комплексов предусматривает улучшение условий жизни северян.

3.      На экспорт вместо дешевых нефти и газа будет поставляться хим.продукция.

Доводы «против»

1.      Создание крупных комплексов в слабоосвоенном районе дорого. На эти средства можно переоборудовать существующие химические комбинаты.

2.      В район строительства потребуется привлечь десятки тысяч человек, затраты на каждого из них в 3-7 раз превышают средства, необходимые для улучшения условий жизни людей в обжитых районах.

3.      Концентрация хим.производств в одном районе ухудшает экологическую обстановку.

 Урок географии в 9 классе.

Учитель географии Лобаченко Тамара Алексеевна

 ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга.

Тема: «Общая характеристика Восточной экономической зоны»

Цели:

1.      Дать характеристику ЭГП, природным ресурсам, населению и хозяйству Сибири и Дальнего Востока.

2.      Выявить и сформировать проблемы Восточной зоны, уметь предложить свои пути выхода и разрешения этих проблем.

Задачи:

Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме Восточный макрорегион.

Развивающая: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов). Учить выступать перед классом, анализировать карты, схемы. Развивать возможности самостоятельно овладевать практическими навыками.

Воспитательная: способствовать умению слушать  выступления своих товарищей, пониманию собственных достижений, овладению культуры речи, развитие монологической речи.

 

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения: учебник, атлас , контурные карты.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Форма проведения: Дискуссия, деловая игра.

Ход урока:

1.      Организация класса: Объявление тем, целей и установка на решение проблем.

Д/з: таблица в тетради, §

2.      Обращаю внимание на тезисы к уроку:

а) «Наше богатство является причиной нашей нищеты».

б) «Богатство России прирастать Сибирью будет». М.Ломоносов.

в) «Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». С.Аксаков.

г) «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами». Д.И.Менделеев.

д) «Только расстояния и существуют в России».

Учитель:

- К этим тезисам мы будем обращаться по ходу урока.

- Работать будем в форме дискуссии, построенной на тезисах и антитезисах, решая поставленные задачи урока.

- Чтобы у вас сложилось комплексное представление об особенностях Восточной Экономической Зоны (ВЭЗ), наши выводы запишем в тетради в таблицу.

Вопросы классу:

- Что такое геополитическое положение? Какие ТПК сформировались в восточной зоне? Какие топливно-энергетические базы вы знаете в регионе?

Характеристика региона дается по плану. Ученики работают с картами, отвечая на вопросы плана.

Особенности ВЭЗ

Пути решения

1.      ЭГП: удаленность от центра, большая площадь, суровые природные условия, выходы в Северный Ледовитый и Тихий океан (близость к АТР), транспортная ограниченность. Обращаю внимание на тот тезис, который подходит к теме. Тезис (д).

- Сплошное бездорожье, полное отсутствие автодорог, только вездеходы; сезонные дороги «зимники».

а) Использовать СМ путь для прохождения иностранных судов к странам АТР, вырученные средства вложить в строительство новых магистралей и портов.

б) Создание новых видов транспорта на воздушной подушке, спутниковая связь для подключения к ЭВМ крупнейших районов, т.е. дистанционная компьютеризация.

в) Построенный БАМ и Амуро-Якутскую магистраль использовать полнее.

 

2.      Природные ресурсы.

Богатство самыми разнообразными ресурсами: нефть, газ, уголь, золото, алмазы, никель, уран, олово, лес, гидроресурсы.

- Какой тезис подходит? (б), антитезис (а).

- Дороговизна природных ресурсов

пример: 20% мировых запасов нефти. Но одна нефтяная скважина в Ираке, ОАЭ дает в сутки 800-5000т., в России – 3т. И обходится в 4-7 долларов за 1т.в ОАЭ, в Северном море – 75-100 долларов, у нас  - 126 долларов – на мировом рынке продается по 132 доллара. В России бездействует 32тыс. нефтяных скважин, из них 25тыс. в Западной Сибири.

Новые технологии добычи, инвестиции в разработку новейших технологий и новых месторождений.

3.      Трудовые ресурсы.

Ограниченная обеспеченность трудовыми ресурсами.

Материальная заинтересованность, новые методы строительства, т.е. монтаж домов из уже изготовленных строительных комплексов.

4.      Проблемы организации хозяйства. Тезис (г).

- Я дала 3 ученикам опережающее задание.  Каждый из них подготовил сообщение о производственной проблеме З.Сибири, В.Сибири и Д.Востока.

- З.Сибирь – предприятия Кузбасса (экспорт угля и металла снизился).

- В.Сибирь – 1) алюминиевые заводы в Братске и Красноярске, Саянске и Шелихове работают по принципу «толлинга». 2) Концерн «Норильский никель». 3) Алмазодобывающие предприятия Якутии – эффективны, чего нельзя сказать о добыче золота. 4) Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная – трудности с ростом цен на транспорт.

Д.Восток – экономические проблемы связанны с переориентацией внешних связей района. «Замкнутость хозяйства».

1)      Создание ТПК.

2)      Создание совместных предприятий с иностранными фирмами.

3)      Создание свободных экономических зон (на Сахалине, во Владивостоке, Хабаровске).

4)      Переориентация экономики на перерабатывающие отрасли: энергоемкие, химическую промышленность, нефтехимию, микробиологию, целлюлозно-бумажную, мало-трудоемкое машиностроение.

Зона не может развиваться только за счет добывающих отраслей. Использование новейших технологий, комплексная переработка ресурсов, создание СЭЗ, привлечение инициативных талантливых людей, внешние связи с АТР, создание научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке: технополисов (в Новосибирске Академгородок)

Деловая игра.Приложение 1.

5.      Экологические проблемы: легко ранимая северная природа.

Комплексно использовать природные ресурсы, экологически чистые предприятия, закрепить использование тяжелой техники.

6.      Проблемы народов Севера.

- Традиционное занятия северных народов – оленеводство, охотничий промысел – предполагали кочевой образ жизни. Пытались сориентировать северян на оседлость. Результаты не всегда благоприятные. Как совместить технологию оленеводства с возможностью получать образование?

а) Оставить нетронутыми пастбища выпаса оленей.

б) Школы – интернаты.

 

Подведем итог о перспективе развития Сибири.

- Если не будет сделано то, что предложено выше, что будет и что оставила после себя сегодняшняя цивилизация. Что дает нефть и газ народам севера? 5% поселков Севера газифицировано, 9% имеют водопровод, 0,8% центральное отопление. Ущерб хозяйству оценивается в 10 млрд.долл., останутся 1500 отработанных скважин, лесные пожары, вездеходы и тягачи разрушают растительный покров.

 

- Сибирь! Леса и горы скопом,

Земли довольно, чтоб на ней

Раздаться вширь пяти Европам

Со всею музыкой своей.

Край, где несметный клад

заложен,

Под слоем – слой мощней

                                   вдвойне.

Иной еще не потревожен,

Как данный лёд на глубине.

                                               А.Т.Твардовский «За далью-даль».

 

Приложение 1.

 

Деловая игра

- Как вы относитесь к совместным с зарубежными компаниями проектам создания нефтехимических комплексов в Нижневартовске, Уренгое, Сургуте?

Iряд – сторонники проекта предлагают свои доводы в пользу его.

IIряд – противники проекта отвергают его.

IIIряд – наблюдатели, должны принять решение на основе более убедительных фактов.

Доводы «за»

1.      Наличие нефтегазового сырья не комплексно используемого.

2.      Создание комплексов предусматривает улучшение условий жизни северян.

3.      На экспорт вместо дешевых нефти и газа будет поставляться хим.продукция.

Доводы «против»

1.      Создание крупных комплексов в слабоосвоенном районе дорого. На эти средства можно переоборудовать существующие химические комбинаты.

2.      В район строительства потребуется привлечь десятки тысяч человек, затраты на каждого из них в 3-7 раз превышают средства, необходимые для улучшения условий жизни людей в обжитых районах.

3.      Концентрация хим.производств в одном районе ухудшает экологическую обстановку.

 Урок географии в 9 классе.

Учитель географии Лобаченко Тамара Алексеевна

 ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга.

Тема: «Общая характеристика Восточной экономической зоны»

Цели:

1.      Дать характеристику ЭГП, природным ресурсам, населению и хозяйству Сибири и Дальнего Востока.

2.      Выявить и сформировать проблемы Восточной зоны, уметь предложить свои пути выхода и разрешения этих проблем.

Задачи:

Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме Восточный макрорегион.

Развивающая: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов). Учить выступать перед классом, анализировать карты, схемы. Развивать возможности самостоятельно овладевать практическими навыками.

Воспитательная: способствовать умению слушать  выступления своих товарищей, пониманию собственных достижений, овладению культуры речи, развитие монологической речи.

 

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения: учебник, атлас , контурные карты.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Форма проведения: Дискуссия, деловая игра.

Ход урока:

1.      Организация класса: Объявление тем, целей и установка на решение проблем.

Д/з: таблица в тетради, §

2.      Обращаю внимание на тезисы к уроку:

а) «Наше богатство является причиной нашей нищеты».

б) «Богатство России прирастать Сибирью будет». М.Ломоносов.

в) «Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». С.Аксаков.

г) «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами». Д.И.Менделеев.

д) «Только расстояния и существуют в России».

Учитель:

- К этим тезисам мы будем обращаться по ходу урока.

- Работать будем в форме дискуссии, построенной на тезисах и антитезисах, решая поставленные задачи урока.

- Чтобы у вас сложилось комплексное представление об особенностях Восточной Экономической Зоны (ВЭЗ), наши выводы запишем в тетради в таблицу.

Вопросы классу:

- Что такое геополитическое положение? Какие ТПК сформировались в восточной зоне? Какие топливно-энергетические базы вы знаете в регионе?

Характеристика региона дается по плану. Ученики работают с картами, отвечая на вопросы плана.

Особенности ВЭЗ

Пути решения

1.      ЭГП: удаленность от центра, большая площадь, суровые природные условия, выходы в Северный Ледовитый и Тихий океан (близость к АТР), транспортная ограниченность. Обращаю внимание на тот тезис, который подходит к теме. Тезис (д).

- Сплошное бездорожье, полное отсутствие автодорог, только вездеходы; сезонные дороги «зимники».

а) Использовать СМ путь для прохождения иностранных судов к странам АТР, вырученные средства вложить в строительство новых магистралей и портов.

б) Создание новых видов транспорта на воздушной подушке, спутниковая связь для подключения к ЭВМ крупнейших районов, т.е. дистанционная компьютеризация.

в) Построенный БАМ и Амуро-Якутскую магистраль использовать полнее.

 

2.      Природные ресурсы.

Богатство самыми разнообразными ресурсами: нефть, газ, уголь, золото, алмазы, никель, уран, олово, лес, гидроресурсы.

- Какой тезис подходит? (б), антитезис (а).

- Дороговизна природных ресурсов

пример: 20% мировых запасов нефти. Но одна нефтяная скважина в Ираке, ОАЭ дает в сутки 800-5000т., в России – 3т. И обходится в 4-7 долларов за 1т.в ОАЭ, в Северном море – 75-100 долларов, у нас  - 126 долларов – на мировом рынке продается по 132 доллара. В России бездействует 32тыс. нефтяных скважин, из них 25тыс. в Западной Сибири.

Новые технологии добычи, инвестиции в разработку новейших технологий и новых месторождений.

3.      Трудовые ресурсы.

Ограниченная обеспеченность трудовыми ресурсами.

Материальная заинтересованность, новые методы строительства, т.е. монтаж домов из уже изготовленных строительных комплексов.

4.      Проблемы организации хозяйства. Тезис (г).

- Я дала 3 ученикам опережающее задание.  Каждый из них подготовил сообщение о производственной проблеме З.Сибири, В.Сибири и Д.Востока.

- З.Сибирь – предприятия Кузбасса (экспорт угля и металла снизился).

- В.Сибирь – 1) алюминиевые заводы в Братске и Красноярске, Саянске и Шелихове работают по принципу «толлинга». 2) Концерн «Норильский никель». 3) Алмазодобывающие предприятия Якутии – эффективны, чего нельзя сказать о добыче золота. 4) Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная – трудности с ростом цен на транспорт.

Д.Восток – экономические проблемы связанны с переориентацией внешних связей района. «Замкнутость хозяйства».

1)      Создание ТПК.

2)      Создание совместных предприятий с иностранными фирмами.

3)      Создание свободных экономических зон (на Сахалине, во Владивостоке, Хабаровске).

4)      Переориентация экономики на перерабатывающие отрасли: энергоемкие, химическую промышленность, нефтехимию, микробиологию, целлюлозно-бумажную, мало-трудоемкое машиностроение.

Зона не может развиваться только за счет добывающих отраслей. Использование новейших технологий, комплексная переработка ресурсов, создание СЭЗ, привлечение инициативных талантливых людей, внешние связи с АТР, создание научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке: технополисов (в Новосибирске Академгородок)

Деловая игра.Приложение 1.

5.      Экологические проблемы: легко ранимая северная природа.

Комплексно использовать природные ресурсы, экологически чистые предприятия, закрепить использование тяжелой техники.

6.      Проблемы народов Севера.

- Традиционное занятия северных народов – оленеводство, охотничий промысел – предполагали кочевой образ жизни. Пытались сориентировать северян на оседлость. Результаты не всегда благоприятные. Как совместить технологию оленеводства с возможностью получать образование?

а) Оставить нетронутыми пастбища выпаса оленей.

б) Школы – интернаты.

 

Подведем итог о перспективе развития Сибири.

- Если не будет сделано то, что предложено выше, что будет и что оставила после себя сегодняшняя цивилизация. Что дает нефть и газ народам севера? 5% поселков Севера газифицировано, 9% имеют водопровод, 0,8% центральное отопление. Ущерб хозяйству оценивается в 10 млрд.долл., останутся 1500 отработанных скважин, лесные пожары, вездеходы и тягачи разрушают растительный покров.

 

- Сибирь! Леса и горы скопом,

Земли довольно, чтоб на ней

Раздаться вширь пяти Европам

Со всею музыкой своей.

Край, где несметный клад

заложен,

Под слоем – слой мощней

                                   вдвойне.

Иной еще не потревожен,

Как данный лёд на глубине.

                                               А.Т.Твардовский «За далью-даль».

 

Приложение 1.

 

Деловая игра

- Как вы относитесь к совместным с зарубежными компаниями проектам создания нефтехимических комплексов в Нижневартовске, Уренгое, Сургуте?

Iряд – сторонники проекта предлагают свои доводы в пользу его.

IIряд – противники проекта отвергают его.

IIIряд – наблюдатели, должны принять решение на основе более убедительных фактов.

Доводы «за»

1.      Наличие нефтегазового сырья не комплексно используемого.

2.      Создание комплексов предусматривает улучшение условий жизни северян.

3.      На экспорт вместо дешевых нефти и газа будет поставляться хим.продукция.

Доводы «против»

1.      Создание крупных комплексов в слабоосвоенном районе дорого. На эти средства можно переоборудовать существующие химические комбинаты.

2.      В район строительства потребуется привлечь десятки тысяч человек, затраты на каждого из них в 3-7 раз превышают средства, необходимые для улучшения условий жизни людей в обжитых районах.

3.      Концентрация хим.производств в одном районе ухудшает экологическую обстановку.

Урок географии в 9 классе.

Учитель географии Лобаченко Тамара Алексеевна

 ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга.

Тема: «Общая характеристика Восточной экономической зоны»

Цели:

1.      Дать характеристику ЭГП, природным ресурсам, населению и хозяйству Сибири и Дальнего Востока.

2.      Выявить и сформировать проблемы Восточной зоны, уметь предложить свои пути выхода и разрешения этих проблем.

Задачи:

Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме Восточный макрорегион.

Развивающая: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов). Учить выступать перед классом, анализировать карты, схемы. Развивать возможности самостоятельно овладевать практическими навыками.

Воспитательная: способствовать умению слушать  выступления своих товарищей, пониманию собственных достижений, овладению культуры речи, развитие монологической речи.

 

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения: учебник, атлас , контурные карты.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Форма проведения: Дискуссия, деловая игра.

Ход урока:

1.      Организация класса: Объявление тем, целей и установка на решение проблем.

Д/з: таблица в тетради, §

2.      Обращаю внимание на тезисы к уроку:

а) «Наше богатство является причиной нашей нищеты».

б) «Богатство России прирастать Сибирью будет». М.Ломоносов.

в) «Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». С.Аксаков.

г) «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами». Д.И.Менделеев.

д) «Только расстояния и существуют в России».

Учитель:

- К этим тезисам мы будем обращаться по ходу урока.

- Работать будем в форме дискуссии, построенной на тезисах и антитезисах, решая поставленные задачи урока.

- Чтобы у вас сложилось комплексное представление об особенностях Восточной Экономической Зоны (ВЭЗ), наши выводы запишем в тетради в таблицу.

Вопросы классу:

- Что такое геополитическое положение? Какие ТПК сформировались в восточной зоне? Какие топливно-энергетические базы вы знаете в регионе?

Характеристика региона дается по плану. Ученики работают с картами, отвечая на вопросы плана.

Особенности ВЭЗ

Пути решения

1.      ЭГП: удаленность от центра, большая площадь, суровые природные условия, выходы в Северный Ледовитый и Тихий океан (близость к АТР), транспортная ограниченность. Обращаю внимание на тот тезис, который подходит к теме. Тезис (д).

- Сплошное бездорожье, полное отсутствие автодорог, только вездеходы; сезонные дороги «зимники».

а) Использовать СМ путь для прохождения иностранных судов к странам АТР, вырученные средства вложить в строительство новых магистралей и портов.

б) Создание новых видов транспорта на воздушной подушке, спутниковая связь для подключения к ЭВМ крупнейших районов, т.е. дистанционная компьютеризация.

в) Построенный БАМ и Амуро-Якутскую магистраль использовать полнее.

 

2.      Природные ресурсы.

Богатство самыми разнообразными ресурсами: нефть, газ, уголь, золото, алмазы, никель, уран, олово, лес, гидроресурсы.

- Какой тезис подходит? (б), антитезис (а).

- Дороговизна природных ресурсов

пример: 20% мировых запасов нефти. Но одна нефтяная скважина в Ираке, ОАЭ дает в сутки 800-5000т., в России – 3т. И обходится в 4-7 долларов за 1т.в ОАЭ, в Северном море – 75-100 долларов, у нас  - 126 долларов – на мировом рынке продается по 132 доллара. В России бездействует 32тыс. нефтяных скважин, из них 25тыс. в Западной Сибири.

Новые технологии добычи, инвестиции в разработку новейших технологий и новых месторождений.

3.      Трудовые ресурсы.

Ограниченная обеспеченность трудовыми ресурсами.

Материальная заинтересованность, новые методы строительства, т.е. монтаж домов из уже изготовленных строительных комплексов.

4.      Проблемы организации хозяйства. Тезис (г).

- Я дала 3 ученикам опережающее задание.  Каждый из них подготовил сообщение о производственной проблеме З.Сибири, В.Сибири и Д.Востока.

- З.Сибирь – предприятия Кузбасса (экспорт угля и металла снизился).

- В.Сибирь – 1) алюминиевые заводы в Братске и Красноярске, Саянске и Шелихове работают по принципу «толлинга». 2) Концерн «Норильский никель». 3) Алмазодобывающие предприятия Якутии – эффективны, чего нельзя сказать о добыче золота. 4) Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная – трудности с ростом цен на транспорт.

Д.Восток – экономические проблемы связанны с переориентацией внешних связей района. «Замкнутость хозяйства».

1)      Создание ТПК.

2)      Создание совместных предприятий с иностранными фирмами.

3)      Создание свободных экономических зон (на Сахалине, во Владивостоке, Хабаровске).

4)      Переориентация экономики на перерабатывающие отрасли: энергоемкие, химическую промышленность, нефтехимию, микробиологию, целлюлозно-бумажную, мало-трудоемкое машиностроение.

Зона не может развиваться только за счет добывающих отраслей. Использование новейших технологий, комплексная переработка ресурсов, создание СЭЗ, привлечение инициативных талантливых людей, внешние связи с АТР, создание научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке: технополисов (в Новосибирске Академгородок)

Деловая игра.Приложение 1.

5.      Экологические проблемы: легко ранимая северная природа.

Комплексно использовать природные ресурсы, экологически чистые предприятия, закрепить использование тяжелой техники.

6.      Проблемы народов Севера.

- Традиционное занятия северных народов – оленеводство, охотничий промысел – предполагали кочевой образ жизни. Пытались сориентировать северян на оседлость. Результаты не всегда благоприятные. Как совместить технологию оленеводства с возможностью получать образование?

а) Оставить нетронутыми пастбища выпаса оленей.

б) Школы – интернаты.

 

Подведем итог о перспективе развития Сибири.

- Если не будет сделано то, что предложено выше, что будет и что оставила после себя сегодняшняя цивилизация. Что дает нефть и газ народам севера? 5% поселков Севера газифицировано, 9% имеют водопровод, 0,8% центральное отопление. Ущерб хозяйству оценивается в 10 млрд.долл., останутся 1500 отработанных скважин, лесные пожары, вездеходы и тягачи разрушают растительный покров.

 

- Сибирь! Леса и горы скопом,

Земли довольно, чтоб на ней

Раздаться вширь пяти Европам

Со всею музыкой своей.

Край, где несметный клад

заложен,

Под слоем – слой мощней

                                   вдвойне.

Иной еще не потревожен,

Как данный лёд на глубине.

                                               А.Т.Твардовский «За далью-даль».

 

Приложение 1.

 

Деловая игра

- Как вы относитесь к совместным с зарубежными компаниями проектам создания нефтехимических комплексов в Нижневартовске, Уренгое, Сургуте?

Iряд – сторонники проекта предлагают свои доводы в пользу его.

IIряд – противники проекта отвергают его.

IIIряд – наблюдатели, должны принять решение на основе более убедительных фактов.

Доводы «за»

1.      Наличие нефтегазового сырья не комплексно используемого.

2.      Создание комплексов предусматривает улучшение условий жизни северян.

3.      На экспорт вместо дешевых нефти и газа будет поставляться хим.продукция.

Доводы «против»

1.      Создание крупных комплексов в слабоосвоенном районе дорого. На эти средства можно переоборудовать существующие химические комбинаты.

2.      В район строительства потребуется привлечь десятки тысяч человек, затраты на каждого из них в 3-7 раз превышают средства, необходимые для улучшения условий жизни людей в обжитых районах.

3.      Концентрация хим.производств в одном районе ухудшает экологическую обстановку.

Урок географии в 9 классе.

Учитель географии Лобаченко Тамара Алексеевна

 ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга.

Тема: «Общая характеристика Восточной экономической зоны»

Цели:

1.      Дать характеристику ЭГП, природным ресурсам, населению и хозяйству Сибири и Дальнего Востока.

2.      Выявить и сформировать проблемы Восточной зоны, уметь предложить свои пути выхода и разрешения этих проблем.

Задачи:

Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме Восточный макрорегион.

Развивающая: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов). Учить выступать перед классом, анализировать карты, схемы. Развивать возможности самостоятельно овладевать практическими навыками.

Воспитательная: способствовать умению слушать  выступления своих товарищей, пониманию собственных достижений, овладению культуры речи, развитие монологической речи.

 

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения: учебник, атлас , контурные карты.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Форма проведения: Дискуссия, деловая игра.

Ход урока:

1.      Организация класса: Объявление тем, целей и установка на решение проблем.

Д/з: таблица в тетради, §

2.      Обращаю внимание на тезисы к уроку:

а) «Наше богатство является причиной нашей нищеты».

б) «Богатство России прирастать Сибирью будет». М.Ломоносов.

в) «Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». С.Аксаков.

г) «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами». Д.И.Менделеев.

д) «Только расстояния и существуют в России».

Учитель:

- К этим тезисам мы будем обращаться по ходу урока.

- Работать будем в форме дискуссии, построенной на тезисах и антитезисах, решая поставленные задачи урока.

- Чтобы у вас сложилось комплексное представление об особенностях Восточной Экономической Зоны (ВЭЗ), наши выводы запишем в тетради в таблицу.

Вопросы классу:

- Что такое геополитическое положение? Какие ТПК сформировались в восточной зоне? Какие топливно-энергетические базы вы знаете в регионе?

Характеристика региона дается по плану. Ученики работают с картами, отвечая на вопросы плана.

Особенности ВЭЗ

Пути решения

1.      ЭГП: удаленность от центра, большая площадь, суровые природные условия, выходы в Северный Ледовитый и Тихий океан (близость к АТР), транспортная ограниченность. Обращаю внимание на тот тезис, который подходит к теме. Тезис (д).

- Сплошное бездорожье, полное отсутствие автодорог, только вездеходы; сезонные дороги «зимники».

а) Использовать СМ путь для прохождения иностранных судов к странам АТР, вырученные средства вложить в строительство новых магистралей и портов.

б) Создание новых видов транспорта на воздушной подушке, спутниковая связь для подключения к ЭВМ крупнейших районов, т.е. дистанционная компьютеризация.

в) Построенный БАМ и Амуро-Якутскую магистраль использовать полнее.

 

2.      Природные ресурсы.

Богатство самыми разнообразными ресурсами: нефть, газ, уголь, золото, алмазы, никель, уран, олово, лес, гидроресурсы.

- Какой тезис подходит? (б), антитезис (а).

- Дороговизна природных ресурсов

пример: 20% мировых запасов нефти. Но одна нефтяная скважина в Ираке, ОАЭ дает в сутки 800-5000т., в России – 3т. И обходится в 4-7 долларов за 1т.в ОАЭ, в Северном море – 75-100 долларов, у нас  - 126 долларов – на мировом рынке продается по 132 доллара. В России бездействует 32тыс. нефтяных скважин, из них 25тыс. в Западной Сибири.

Новые технологии добычи, инвестиции в разработку новейших технологий и новых месторождений.

3.      Трудовые ресурсы.

Ограниченная обеспеченность трудовыми ресурсами.

Материальная заинтересованность, новые методы строительства, т.е. монтаж домов из уже изготовленных строительных комплексов.

4.      Проблемы организации хозяйства. Тезис (г).

- Я дала 3 ученикам опережающее задание.  Каждый из них подготовил сообщение о производственной проблеме З.Сибири, В.Сибири и Д.Востока.

- З.Сибирь – предприятия Кузбасса (экспорт угля и металла снизился).

- В.Сибирь – 1) алюминиевые заводы в Братске и Красноярске, Саянске и Шелихове работают по принципу «толлинга». 2) Концерн «Норильский никель». 3) Алмазодобывающие предприятия Якутии – эффективны, чего нельзя сказать о добыче золота. 4) Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная – трудности с ростом цен на транспорт.

Д.Восток – экономические проблемы связанны с переориентацией внешних связей района. «Замкнутость хозяйства».

1)      Создание ТПК.

2)      Создание совместных предприятий с иностранными фирмами.

3)      Создание свободных экономических зон (на Сахалине, во Владивостоке, Хабаровске).

4)      Переориентация экономики на перерабатывающие отрасли: энергоемкие, химическую промышленность, нефтехимию, микробиологию, целлюлозно-бумажную, мало-трудоемкое машиностроение.

Зона не может развиваться только за счет добывающих отраслей. Использование новейших технологий, комплексная переработка ресурсов, создание СЭЗ, привлечение инициативных талантливых людей, внешние связи с АТР, создание научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке: технополисов (в Новосибирске Академгородок)

Деловая игра.Приложение 1.

5.      Экологические проблемы: легко ранимая северная природа.

Комплексно использовать природные ресурсы, экологически чистые предприятия, закрепить использование тяжелой техники.

6.      Проблемы народов Севера.

- Традиционное занятия северных народов – оленеводство, охотничий промысел – предполагали кочевой образ жизни. Пытались сориентировать северян на оседлость. Результаты не всегда благоприятные. Как совместить технологию оленеводства с возможностью получать образование?

а) Оставить нетронутыми пастбища выпаса оленей.

б) Школы – интернаты.

 

Подведем итог о перспективе развития Сибири.

- Если не будет сделано то, что предложено выше, что будет и что оставила после себя сегодняшняя цивилизация. Что дает нефть и газ народам севера? 5% поселков Севера газифицировано, 9% имеют водопровод, 0,8% центральное отопление. Ущерб хозяйству оценивается в 10 млрд.долл., останутся 1500 отработанных скважин, лесные пожары, вездеходы и тягачи разрушают растительный покров.

 

- Сибирь! Леса и горы скопом,

Земли довольно, чтоб на ней

Раздаться вширь пяти Европам

Со всею музыкой своей.

Край, где несметный клад

заложен,

Под слоем – слой мощней

                                   вдвойне.

Иной еще не потревожен,

Как данный лёд на глубине.

                                               А.Т.Твардовский «За далью-даль».

 

Приложение 1.

 

Деловая игра

- Как вы относитесь к совместным с зарубежными компаниями проектам создания нефтехимических комплексов в Нижневартовске, Уренгое, Сургуте?

Iряд – сторонники проекта предлагают свои доводы в пользу его.

IIряд – противники проекта отвергают его.

IIIряд – наблюдатели, должны принять решение на основе более убедительных фактов.

Доводы «за»

1.      Наличие нефтегазового сырья не комплексно используемого.

2.      Создание комплексов предусматривает улучшение условий жизни северян.

3.      На экспорт вместо дешевых нефти и газа будет поставляться хим.продукция.

Доводы «против»

1.      Создание крупных комплексов в слабоосвоенном районе дорого. На эти средства можно переоборудовать существующие химические комбинаты.

2.      В район строительства потребуется привлечь десятки тысяч человек, затраты на каждого из них в 3-7 раз превышают средства, необходимые для улучшения условий жизни людей в обжитых районах.

3.      Концентрация хим.производств в одном районе ухудшает экологическую обстановку.

 Урок географии в 9 классе.

Учитель географии Лобаченко Тамара Алексеевна

 ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга.

Тема: «Общая характеристика Восточной экономической зоны»

Цели:

1.      Дать характеристику ЭГП, природным ресурсам, населению и хозяйству Сибири и Дальнего Востока.

2.      Выявить и сформировать проблемы Восточной зоны, уметь предложить свои пути выхода и разрешения этих проблем.

Задачи:

Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме Восточный макрорегион.

Развивающая: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов). Учить выступать перед классом, анализировать карты, схемы. Развивать возможности самостоятельно овладевать практическими навыками.

Воспитательная: способствовать умению слушать  выступления своих товарищей, пониманию собственных достижений, овладению культуры речи, развитие монологической речи.

 

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения: учебник, атлас , контурные карты.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Форма проведения: Дискуссия, деловая игра.

Ход урока:

1.      Организация класса: Объявление тем, целей и установка на решение проблем.

Д/з: таблица в тетради, §

2.      Обращаю внимание на тезисы к уроку:

а) «Наше богатство является причиной нашей нищеты».

б) «Богатство России прирастать Сибирью будет». М.Ломоносов.

в) «Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». С.Аксаков.

г) «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами». Д.И.Менделеев.

д) «Только расстояния и существуют в России».

Учитель:

- К этим тезисам мы будем обращаться по ходу урока.

- Работать будем в форме дискуссии, построенной на тезисах и антитезисах, решая поставленные задачи урока.

- Чтобы у вас сложилось комплексное представление об особенностях Восточной Экономической Зоны (ВЭЗ), наши выводы запишем в тетради в таблицу.

Вопросы классу:

- Что такое геополитическое положение? Какие ТПК сформировались в восточной зоне? Какие топливно-энергетические базы вы знаете в регионе?

Характеристика региона дается по плану. Ученики работают с картами, отвечая на вопросы плана.

Особенности ВЭЗ

Пути решения

1.      ЭГП: удаленность от центра, большая площадь, суровые природные условия, выходы в Северный Ледовитый и Тихий океан (близость к АТР), транспортная ограниченность. Обращаю внимание на тот тезис, который подходит к теме. Тезис (д).

- Сплошное бездорожье, полное отсутствие автодорог, только вездеходы; сезонные дороги «зимники».

а) Использовать СМ путь для прохождения иностранных судов к странам АТР, вырученные средства вложить в строительство новых магистралей и портов.

б) Создание новых видов транспорта на воздушной подушке, спутниковая связь для подключения к ЭВМ крупнейших районов, т.е. дистанционная компьютеризация.

в) Построенный БАМ и Амуро-Якутскую магистраль использовать полнее.

 

2.      Природные ресурсы.

Богатство самыми разнообразными ресурсами: нефть, газ, уголь, золото, алмазы, никель, уран, олово, лес, гидроресурсы.

- Какой тезис подходит? (б), антитезис (а).

- Дороговизна природных ресурсов

пример: 20% мировых запасов нефти. Но одна нефтяная скважина в Ираке, ОАЭ дает в сутки 800-5000т., в России – 3т. И обходится в 4-7 долларов за 1т.в ОАЭ, в Северном море – 75-100 долларов, у нас  - 126 долларов – на мировом рынке продается по 132 доллара. В России бездействует 32тыс. нефтяных скважин, из них 25тыс. в Западной Сибири.

Новые технологии добычи, инвестиции в разработку новейших технологий и новых месторождений.

3.      Трудовые ресурсы.

Ограниченная обеспеченность трудовыми ресурсами.

Материальная заинтересованность, новые методы строительства, т.е. монтаж домов из уже изготовленных строительных комплексов.

4.      Проблемы организации хозяйства. Тезис (г).

- Я дала 3 ученикам опережающее задание.  Каждый из них подготовил сообщение о производственной проблеме З.Сибири, В.Сибири и Д.Востока.

- З.Сибирь – предприятия Кузбасса (экспорт угля и металла снизился).

- В.Сибирь – 1) алюминиевые заводы в Братске и Красноярске, Саянске и Шелихове работают по принципу «толлинга». 2) Концерн «Норильский никель». 3) Алмазодобывающие предприятия Якутии – эффективны, чего нельзя сказать о добыче золота. 4) Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная – трудности с ростом цен на транспорт.

Д.Восток – экономические проблемы связанны с переориентацией внешних связей района. «Замкнутость хозяйства».

1)      Создание ТПК.

2)      Создание совместных предприятий с иностранными фирмами.

3)      Создание свободных экономических зон (на Сахалине, во Владивостоке, Хабаровске).

4)      Переориентация экономики на перерабатывающие отрасли: энергоемкие, химическую промышленность, нефтехимию, микробиологию, целлюлозно-бумажную, мало-трудоемкое машиностроение.

Зона не может развиваться только за счет добывающих отраслей. Использование новейших технологий, комплексная переработка ресурсов, создание СЭЗ, привлечение инициативных талантливых людей, внешние связи с АТР, создание научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке: технополисов (в Новосибирске Академгородок)

Деловая игра.Приложение 1.

5.      Экологические проблемы: легко ранимая северная природа.

Комплексно использовать природные ресурсы, экологически чистые предприятия, закрепить использование тяжелой техники.

6.      Проблемы народов Севера.

- Традиционное занятия северных народов – оленеводство, охотничий промысел – предполагали кочевой образ жизни. Пытались сориентировать северян на оседлость. Результаты не всегда благоприятные. Как совместить технологию оленеводства с возможностью получать образование?

а) Оставить нетронутыми пастбища выпаса оленей.

б) Школы – интернаты.

 

Подведем итог о перспективе развития Сибири.

- Если не будет сделано то, что предложено выше, что будет и что оставила после себя сегодняшняя цивилизация. Что дает нефть и газ народам севера? 5% поселков Севера газифицировано, 9% имеют водопровод, 0,8% центральное отопление. Ущерб хозяйству оценивается в 10 млрд.долл., останутся 1500 отработанных скважин, лесные пожары, вездеходы и тягачи разрушают растительный покров.

 

- Сибирь! Леса и горы скопом,

Земли довольно, чтоб на ней

Раздаться вширь пяти Европам

Со всею музыкой своей.

Край, где несметный клад

заложен,

Под слоем – слой мощней

                                   вдвойне.

Иной еще не потревожен,

Как данный лёд на глубине.

                                               А.Т.Твардовский «За далью-даль».

 

Приложение 1.

 

Деловая игра

- Как вы относитесь к совместным с зарубежными компаниями проектам создания нефтехимических комплексов в Нижневартовске, Уренгое, Сургуте?

Iряд – сторонники проекта предлагают свои доводы в пользу его.

IIряд – противники проекта отвергают его.

IIIряд – наблюдатели, должны принять решение на основе более убедительных фактов.

Доводы «за»

1.      Наличие нефтегазового сырья не комплексно используемого.

2.      Создание комплексов предусматривает улучшение условий жизни северян.

3.      На экспорт вместо дешевых нефти и газа будет поставляться хим.продукция.

Доводы «против»

1.      Создание крупных комплексов в слабоосвоенном районе дорого. На эти средства можно переоборудовать существующие химические комбинаты.

2.      В район строительства потребуется привлечь десятки тысяч человек, затраты на каждого из них в 3-7 раз превышают средства, необходимые для улучшения условий жизни людей в обжитых районах.

3.      Концентрация хим.производств в одном районе ухудшает экологическую обстановку.

 Урок географии в 9 классе.

Учитель географии Лобаченко Тамара Алексеевна

 ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга.

Тема: «Общая характеристика Восточной экономической зоны»

Цели:

1.      Дать характеристику ЭГП, природным ресурсам, населению и хозяйству Сибири и Дальнего Востока.

2.      Выявить и сформировать проблемы Восточной зоны, уметь предложить свои пути выхода и разрешения этих проблем.

Задачи:

Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме Восточный макрорегион.

Развивающая: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов). Учить выступать перед классом, анализировать карты, схемы. Развивать возможности самостоятельно овладевать практическими навыками.

Воспитательная: способствовать умению слушать  выступления своих товарищей, пониманию собственных достижений, овладению культуры речи, развитие монологической речи.

 

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения: учебник, атлас , контурные карты.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Форма проведения: Дискуссия, деловая игра.

Ход урока:

1.      Организация класса: Объявление тем, целей и установка на решение проблем.

Д/з: таблица в тетради, §

2.      Обращаю внимание на тезисы к уроку:

а) «Наше богатство является причиной нашей нищеты».

б) «Богатство России прирастать Сибирью будет». М.Ломоносов.

в) «Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». С.Аксаков.

г) «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами». Д.И.Менделеев.

д) «Только расстояния и существуют в России».

Учитель:

- К этим тезисам мы будем обращаться по ходу урока.

- Работать будем в форме дискуссии, построенной на тезисах и антитезисах, решая поставленные задачи урока.

- Чтобы у вас сложилось комплексное представление об особенностях Восточной Экономической Зоны (ВЭЗ), наши выводы запишем в тетради в таблицу.

Вопросы классу:

- Что такое геополитическое положение? Какие ТПК сформировались в восточной зоне? Какие топливно-энергетические базы вы знаете в регионе?

Характеристика региона дается по плану. Ученики работают с картами, отвечая на вопросы плана.

Особенности ВЭЗ

Пути решения

1.      ЭГП: удаленность от центра, большая площадь, суровые природные условия, выходы в Северный Ледовитый и Тихий океан (близость к АТР), транспортная ограниченность. Обращаю внимание на тот тезис, который подходит к теме. Тезис (д).

- Сплошное бездорожье, полное отсутствие автодорог, только вездеходы; сезонные дороги «зимники».

а) Использовать СМ путь для прохождения иностранных судов к странам АТР, вырученные средства вложить в строительство новых магистралей и портов.

б) Создание новых видов транспорта на воздушной подушке, спутниковая связь для подключения к ЭВМ крупнейших районов, т.е. дистанционная компьютеризация.

в) Построенный БАМ и Амуро-Якутскую магистраль использовать полнее.

 

2.      Природные ресурсы.

Богатство самыми разнообразными ресурсами: нефть, газ, уголь, золото, алмазы, никель, уран, олово, лес, гидроресурсы.

- Какой тезис подходит? (б), антитезис (а).

- Дороговизна природных ресурсов

пример: 20% мировых запасов нефти. Но одна нефтяная скважина в Ираке, ОАЭ дает в сутки 800-5000т., в России – 3т. И обходится в 4-7 долларов за 1т.в ОАЭ, в Северном море – 75-100 долларов, у нас  - 126 долларов – на мировом рынке продается по 132 доллара. В России бездействует 32тыс. нефтяных скважин, из них 25тыс. в Западной Сибири.

Новые технологии добычи, инвестиции в разработку новейших технологий и новых месторождений.

3.      Трудовые ресурсы.

Ограниченная обеспеченность трудовыми ресурсами.

Материальная заинтересованность, новые методы строительства, т.е. монтаж домов из уже изготовленных строительных комплексов.

4.      Проблемы организации хозяйства. Тезис (г).

- Я дала 3 ученикам опережающее задание.  Каждый из них подготовил сообщение о производственной проблеме З.Сибири, В.Сибири и Д.Востока.

- З.Сибирь – предприятия Кузбасса (экспорт угля и металла снизился).

- В.Сибирь – 1) алюминиевые заводы в Братске и Красноярске, Саянске и Шелихове работают по принципу «толлинга». 2) Концерн «Норильский никель». 3) Алмазодобывающие предприятия Якутии – эффективны, чего нельзя сказать о добыче золота. 4) Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная – трудности с ростом цен на транспорт.

Д.Восток – экономические проблемы связанны с переориентацией внешних связей района. «Замкнутость хозяйства».

1)      Создание ТПК.

2)      Создание совместных предприятий с иностранными фирмами.

3)      Создание свободных экономических зон (на Сахалине, во Владивостоке, Хабаровске).

4)      Переориентация экономики на перерабатывающие отрасли: энергоемкие, химическую промышленность, нефтехимию, микробиологию, целлюлозно-бумажную, мало-трудоемкое машиностроение.

Зона не может развиваться только за счет добывающих отраслей. Использование новейших технологий, комплексная переработка ресурсов, создание СЭЗ, привлечение инициативных талантливых людей, внешние связи с АТР, создание научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке: технополисов (в Новосибирске Академгородок)

Деловая игра.Приложение 1.

5.      Экологические проблемы: легко ранимая северная природа.

Комплексно использовать природные ресурсы, экологически чистые предприятия, закрепить использование тяжелой техники.

6.      Проблемы народов Севера.

- Традиционное занятия северных народов – оленеводство, охотничий промысел – предполагали кочевой образ жизни. Пытались сориентировать северян на оседлость. Результаты не всегда благоприятные. Как совместить технологию оленеводства с возможностью получать образование?

а) Оставить нетронутыми пастбища выпаса оленей.

б) Школы – интернаты.

 

Подведем итог о перспективе развития Сибири.

- Если не будет сделано то, что предложено выше, что будет и что оставила после себя сегодняшняя цивилизация. Что дает нефть и газ народам севера? 5% поселков Севера газифицировано, 9% имеют водопровод, 0,8% центральное отопление. Ущерб хозяйству оценивается в 10 млрд.долл., останутся 1500 отработанных скважин, лесные пожары, вездеходы и тягачи разрушают растительный покров.

 

- Сибирь! Леса и горы скопом,

Земли довольно, чтоб на ней

Раздаться вширь пяти Европам

Со всею музыкой своей.

Край, где несметный клад

заложен,

Под слоем – слой мощней

                                   вдвойне.

Иной еще не потревожен,

Как данный лёд на глубине.

                                               А.Т.Твардовский «За далью-даль».

 

Приложение 1.

 

Деловая игра

- Как вы относитесь к совместным с зарубежными компаниями проектам создания нефтехимических комплексов в Нижневартовске, Уренгое, Сургуте?

Iряд – сторонники проекта предлагают свои доводы в пользу его.

IIряд – противники проекта отвергают его.

IIIряд – наблюдатели, должны принять решение на основе более убедительных фактов.

Доводы «за»

1.      Наличие нефтегазового сырья не комплексно используемого.

2.      Создание комплексов предусматривает улучшение условий жизни северян.

3.      На экспорт вместо дешевых нефти и газа будет поставляться хим.продукция.

Доводы «против»

1.      Создание крупных комплексов в слабоосвоенном районе дорого. На эти средства можно переоборудовать существующие химические комбинаты.

2.      В район строительства потребуется привлечь десятки тысяч человек, затраты на каждого из них в 3-7 раз превышают средства, необходимые для улучшения условий жизни людей в обжитых районах.

3.      Концентрация хим.производств в одном районе ухудшает экологическую обстановку.

 Урок географии в 9 классе.

Учитель географии Лобаченко Тамара Алексеевна

 ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга.

Тема: «Общая характеристика Восточной экономической зоны»

Цели:

1.      Дать характеристику ЭГП, природным ресурсам, населению и хозяйству Сибири и Дальнего Востока.

2.      Выявить и сформировать проблемы Восточной зоны, уметь предложить свои пути выхода и разрешения этих проблем.

Задачи:

Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме Восточный макрорегион.

Развивающая: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов). Учить выступать перед классом, анализировать карты, схемы. Развивать возможности самостоятельно овладевать практическими навыками.

Воспитательная: способствовать умению слушать  выступления своих товарищей, пониманию собственных достижений, овладению культуры речи, развитие монологической речи.

 

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения: учебник, атлас , контурные карты.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Форма проведения: Дискуссия, деловая игра.

Ход урока:

1.      Организация класса: Объявление тем, целей и установка на решение проблем.

Д/з: таблица в тетради, §

2.      Обращаю внимание на тезисы к уроку:

а) «Наше богатство является причиной нашей нищеты».

б) «Богатство России прирастать Сибирью будет». М.Ломоносов.

в) «Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». С.Аксаков.

г) «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами». Д.И.Менделеев.

д) «Только расстояния и существуют в России».

Учитель:

- К этим тезисам мы будем обращаться по ходу урока.

- Работать будем в форме дискуссии, построенной на тезисах и антитезисах, решая поставленные задачи урока.

- Чтобы у вас сложилось комплексное представление об особенностях Восточной Экономической Зоны (ВЭЗ), наши выводы запишем в тетради в таблицу.

Вопросы классу:

- Что такое геополитическое положение? Какие ТПК сформировались в восточной зоне? Какие топливно-энергетические базы вы знаете в регионе?

Характеристика региона дается по плану. Ученики работают с картами, отвечая на вопросы плана.

Особенности ВЭЗ

Пути решения

1.      ЭГП: удаленность от центра, большая площадь, суровые природные условия, выходы в Северный Ледовитый и Тихий океан (близость к АТР), транспортная ограниченность. Обращаю внимание на тот тезис, который подходит к теме. Тезис (д).

- Сплошное бездорожье, полное отсутствие автодорог, только вездеходы; сезонные дороги «зимники».

а) Использовать СМ путь для прохождения иностранных судов к странам АТР, вырученные средства вложить в строительство новых магистралей и портов.

б) Создание новых видов транспорта на воздушной подушке, спутниковая связь для подключения к ЭВМ крупнейших районов, т.е. дистанционная компьютеризация.

в) Построенный БАМ и Амуро-Якутскую магистраль использовать полнее.

 

2.      Природные ресурсы.

Богатство самыми разнообразными ресурсами: нефть, газ, уголь, золото, алмазы, никель, уран, олово, лес, гидроресурсы.

- Какой тезис подходит? (б), антитезис (а).

- Дороговизна природных ресурсов

пример: 20% мировых запасов нефти. Но одна нефтяная скважина в Ираке, ОАЭ дает в сутки 800-5000т., в России – 3т. И обходится в 4-7 долларов за 1т.в ОАЭ, в Северном море – 75-100 долларов, у нас  - 126 долларов – на мировом рынке продается по 132 доллара. В России бездействует 32тыс. нефтяных скважин, из них 25тыс. в Западной Сибири.

Новые технологии добычи, инвестиции в разработку новейших технологий и новых месторождений.

3.      Трудовые ресурсы.

Ограниченная обеспеченность трудовыми ресурсами.

Материальная заинтересованность, новые методы строительства, т.е. монтаж домов из уже изготовленных строительных комплексов.

4.      Проблемы организации хозяйства. Тезис (г).

- Я дала 3 ученикам опережающее задание.  Каждый из них подготовил сообщение о производственной проблеме З.Сибири, В.Сибири и Д.Востока.

- З.Сибирь – предприятия Кузбасса (экспорт угля и металла снизился).

- В.Сибирь – 1) алюминиевые заводы в Братске и Красноярске, Саянске и Шелихове работают по принципу «толлинга». 2) Концерн «Норильский никель». 3) Алмазодобывающие предприятия Якутии – эффективны, чего нельзя сказать о добыче золота. 4) Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная – трудности с ростом цен на транспорт.

Д.Восток – экономические проблемы связанны с переориентацией внешних связей района. «Замкнутость хозяйства».

1)      Создание ТПК.

2)      Создание совместных предприятий с иностранными фирмами.

3)      Создание свободных экономических зон (на Сахалине, во Владивостоке, Хабаровске).

4)      Переориентация экономики на перерабатывающие отрасли: энергоемкие, химическую промышленность, нефтехимию, микробиологию, целлюлозно-бумажную, мало-трудоемкое машиностроение.

Зона не может развиваться только за счет добывающих отраслей. Использование новейших технологий, комплексная переработка ресурсов, создание СЭЗ, привлечение инициативных талантливых людей, внешние связи с АТР, создание научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке: технополисов (в Новосибирске Академгородок)

Деловая игра.Приложение 1.

5.      Экологические проблемы: легко ранимая северная природа.

Комплексно использовать природные ресурсы, экологически чистые предприятия, закрепить использование тяжелой техники.

6.      Проблемы народов Севера.

- Традиционное занятия северных народов – оленеводство, охотничий промысел – предполагали кочевой образ жизни. Пытались сориентировать северян на оседлость. Результаты не всегда благоприятные. Как совместить технологию оленеводства с возможностью получать образование?

а) Оставить нетронутыми пастбища выпаса оленей.

б) Школы – интернаты.

 

Подведем итог о перспективе развития Сибири.

- Если не будет сделано то, что предложено выше, что будет и что оставила после себя сегодняшняя цивилизация. Что дает нефть и газ народам севера? 5% поселков Севера газифицировано, 9% имеют водопровод, 0,8% центральное отопление. Ущерб хозяйству оценивается в 10 млрд.долл., останутся 1500 отработанных скважин, лесные пожары, вездеходы и тягачи разрушают растительный покров.

 

- Сибирь! Леса и горы скопом,

Земли довольно, чтоб на ней

Раздаться вширь пяти Европам

Со всею музыкой своей.

Край, где несметный клад

заложен,

Под слоем – слой мощней

                                   вдвойне.

Иной еще не потревожен,

Как данный лёд на глубине.

                                               А.Т.Твардовский «За далью-даль».

 

Приложение 1.

 

Деловая игра

- Как вы относитесь к совместным с зарубежными компаниями проектам создания нефтехимических комплексов в Нижневартовске, Уренгое, Сургуте?

Iряд – сторонники проекта предлагают свои доводы в пользу его.

IIряд – противники проекта отвергают его.

IIIряд – наблюдатели, должны принять решение на основе более убедительных фактов.

Доводы «за»

1.      Наличие нефтегазового сырья не комплексно используемого.

2.      Создание комплексов предусматривает улучшение условий жизни северян.

3.      На экспорт вместо дешевых нефти и газа будет поставляться хим.продукция.

Доводы «против»

1.      Создание крупных комплексов в слабоосвоенном районе дорого. На эти средства можно переоборудовать существующие химические комбинаты.

2.      В район строительства потребуется привлечь десятки тысяч человек, затраты на каждого из них в 3-7 раз превышают средства, необходимые для улучшения условий жизни людей в обжитых районах.

3.      Концентрация хим.производств в одном районе ухудшает экологическую обстановку.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ