Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Индивидуальные линии усвоения учебного материала
как форма индивидуализации обучения на уроках
математики в основной школе

Ковальчук Марина Александровна,
учитель ГБОУ СОШ № 113
с углубленным изучением предметов
информационно-технологического
профиля Санкт-Петербурга
                             В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития, а важнейшей задачей образования является формирование у учащихся инициативности, самостоятельности, саморазвития, культуры, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Качественное образование предполагает развитие у учащихся высших навыков мышления, каковыми являются анализ, синтез и оценка. Данные виды мыслительной деятельности предполагают развитие навыков самостоятельного, творческого мышления на базе личного опыта и приобретенных знаний. При этом знания являются не конечной целью учебного процесса, а начальной точкой в усвоении учебного материала (1)
              В связи с вышесказанным появляется необходимость сочетания обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и учения, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка, направленного главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности. В результате возникают объективные предпосылки для одного из направлений индивидуализации обучения  -  выбора обучающимся учебных дисциплин или последовательности изучения содержания  предмета при одинаковых способах деятельности.
               Индивидуальный образовательный маршрут  - набор учебных курсов (базовых, профильных, элективных, факультативных) и форм изучения предметов, входящих в образовательную программу. Он разрабатывается самим учащимся, при поддержке учителя, классного руководителя, администрации школы, родителей, психолога, и включает в себя уроки по предмету, факультативы, индивидуальные консультации, курсы и дополнительные образовательные ресурсы, предоставляемые образовательными учреждениями района(2) Для проведения индивидуально – групповых занятий, факультативов, внеклассных учебно – познавательных мероприятий создаются группы из классов одной параллели, группы по интересам из разных классов. Решающими составляющими учебного процесса являются самостоятельная деятельность учащегося и самоконтроль.
                Индивидуальная траектория обученияпоследовательность изучения содержания обучения ( при одинаковых способах деятельности).
Участвуя таким образом в отборе содержания, форм и методов обучения и контроля, ученик осознает себя не только объектом, но и субъектом обучения, вместе с  учителем анализирует ход выполнения маршрута и вносит необходимые коррективы и изменения.
       Но  мы считаем, что успешность решения задачи развития личности учащегося, раскрытия его индивидуальности через учение обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей каждого учащегося. Наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям. В этом случае учитель выступает не столько в качестве транслятора знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности.
  Основываясь на этих идеях и опыте некоторых учителей, мы попытались разработать технологию индивидуализации процесса обучения математике учащихся основной школы, состоящую в выборе учащимися видов деятельности при усвоении учебного содержания. Для этого мы ввели понятие индивидуальной линии усвоения учебного материала.
                     Индивидуальная линия усвоения учебного материалавыстраиваемая последовательность видов учебно – познавательной деятельности ученика по усвоению одного и того же учебного содержания. Учитель предлагает для учащихся различные виды деятельности по каждому виду учебного содержания, а ученик выбирает те виды деятельности, которые являются наиболее предпочтительными для него в данной ситуации, что повышает ответственность учащегося за результат. Это создает условия для самовыражения личности в процессе обучения при обязательном достижении каждым поставленных целей обучения. Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной деятельности. Эффективность процесса обучения напрямую связана с особенностями учебных предпочтений школьников. Некоторые ребята любят концентрироваться на общем содержании, хорошо выделяют главное, анализируют, разбивают целое на части, любят рассказывать о том, что им интересно, применяют схемы, работают группой,     другие любят концентрироваться на деталях, информацию получают из учебников и других источников, анализируют, выявляют различия, работают в одиночку. Мы считаем, что необходимо предлагать школьникам выбор заданий из списка предложенных учителем, в котором задания были бы направлены на особенности учебных предпочтений ребят. Реализовывать предложенную нами методику лучше на таких этапах урока, как введение нового материала, закрепления полученных знаний и в домашних заданиях.
              На этапе введения нового материала большое внимание мы уделяем работе с учебником, которая способствует развитию у школьников самостоятельности в познавательной деятельности. Мы предлагаем такие виды заданий, как выделение сведений исторического характера; нахождение вывода формулы, разбор этого вывода, анализ формулы; сравнение рисунков, схем, таблиц в новом параграфе или в новом и ранее изученном; составление вопросов и задач по тексту параграфа или его отдельным частям; чтение текста и составление к нему тезисов или схем-пересказов, т.е. задания, требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты) .
                   На этапе закрепления полученных знаний мы выделяем различные типы заданий, например: воспроизводящие задания по образцу; репродуктивно-вариативные;  эвристические; творческие (требующие творчества в содержании работы  -  придумывание задач,  заданий, вопросов; сочинения-рассуждения, упражнения, требующие выйти в решении, выполнении за продуктивный уровень и т.п.); а также самые разнообразные виды заданий по цели применения: обучающие; тренировочные; закрепляющие; повторительные; развивающие; творческие; контрольные.
                   Нами были разработаны виды заданий, направленные на разные линии усвоения материала и  в домашней работе.  Ребятам были предложены на выбор следующие формы работы: устный ответ; письменный ответ на вопросы после параграфа; решение задач по учебнику; составление заданий, аналогичных решенным на уроке; составление кроссвордов, ребусов, текстов с ошибками; сообщения.   
                    Таким образом, обобщая вышесказанное, мы пришли к выводу, что процесс учения необходимо рассматривать как деятельность. Основной задачей учителя является обеспечение эффективной организации деятельности учащихся на уроке, которая способствует освоению всеми учениками полного объема знаний и умений по математике и учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Учитель систематически наблюдает за самореализацией каждого ученика и постепенно создаёт его «линию усвоения содержания материала», включающую описание особенностей учебной деятельности. Задача учителя при этом резко меняется. Он должен организовать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовывался бы в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями. Образовательный процесс обязательно должен быть не столько информационным, сколько развивающим. Создавая условия, учитель фиксирует индивидуальный выбор ученика, накапливает
своеобразный банк данных, из чего складывается познавательный портрет учащегося, изучение и описание  «индивидуальных линий усвоения содержания материала» учеником  (своеобразный тип мышления, склонность к определённым действиям).
 
Список литературы:
1. И.С.Якиманская Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1999.
2. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ