Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

                                            
 
                                           Образовательная программа
«Основы кубанских ремесел»
 
Основы кубанских ремесел.
___________________________________________________
наименование объединения
 
декоративно- прикладное творчество
____________________________________
направление
5 ГОДА
_______________________________________________________________________
срок реализации программы
авторская
___________________________________
вид программы
9– 15 лет
__________________________________________________
возраст обучающихся
Захарова Людмила Алексеевна
__________________________________________________________________
Ф.И.О. автора
 
Тихорецкий район
поселок Парковый
2006 год
 
Пояснительная записка
 
Дети должны жить в мире красоты, игры,
 сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
 В.А. Сухомлинский.
 
Образовательная и предметная область программы
 
Образовательной областью данной программы является культурная антропология, систематизирующим началом в которой выступает культурологическое знание жизненного уклада, быта и традиций своего народа, его духовно-нравственных ориентиров и их проявление в творчестве, в художественных народных промыслах, в традиционных ремеслах и женском рукоделии.
Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями. Никогда не ленились русские мастера украшать самые обычные бытовые предметы, которыми каждодневно пользуется человек у себя дома. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души.
 Изучение основных видов кубанских ремесел поможет детям найти свой вид творческой деятельности, будет способствовать духовно-нравственному становлению личности.
В программе предусмотрено изучение распространенных видов народного декоративно- прикладного искусства на Кубани: вышивки, росписи, аппликации, вязания, плетения и др.
 В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, воспитанники последовательно осваивают приемы вышивания, вязания, навыки изготовления лоскутных изделий и аппликации с учетом современных технологий. У учащихся формируются представления о народном мастере, знание особенностей местных традиций, культуры, личностные, духовные и нравственные качества.
Данная программа составлена с учетом опыта мастеров народного декоративно- прикладного искусства, особенностей его состояния в современных условиях, предполагает решение следующих задач:
 1 – знакомство с истоками народного творчества и ролью народного искусства в жизни общества;
 2 – привитие любви к родному краю, традиционному народному искусству;
3– развитие творческого мышления, воображения, воспитание трудолюбия, уважения к людям труда;
4– овладение навыками и приемами работы, различными видами художественных ремесел Кубани;
5– развитие познавательной активности учащихся, творческих способностей, формирование целостного представления о народном искусстве, народном мастере, как творческой личности, духовно связанной с природой и культурой родного края.
 Программа ориентирована на изучение основ кубанской культуры, на развитие эстетического вкуса, творческих способностей, дает возможность изготавливать предметы, которые найдут свое место в жилом и общественном интерьере.
Цели программы
Основная цель программы – создание возможностей творческого развития личности.
Обучающие цели:
• Дать понятие о жанрах народных промыслов, о месте в них художественной вышивки, вязания и лоскутного шитья.
• Изучение истории и теории видов художественных, декоративно-прикладных изделий, основанных на традиционных классических технологиях изготовления и обработки изделий.
Развивающие цели:
• Ориентировка в области цветоведения, композиции, графической грамоты вышивки, лоскутного шитья, вязания, в эстетике современного интерьера.
• Развитие художественного вкуса воспитанников, умения видеть и понимать прекрасное.
Воспитательные цели:
• Воспитание качеств психологической и деловой культуры: усидчивости, терпения, точности, умения доводить дело до конца.
          • Формирование таких черт личности, как активность, самостоятельность, коммуникативность..
Продолжительность обучения.
 Программа обучения рассчитана на 3 года.  Каждый год обучения име­ет свой автономный блок завершения. Определенных целей в освоении навыков и умений можно достичь при продолжительности обучения в 3 года. Далее идет совершенствование мастерства и усложнение технологии изготовления изделий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание программы направленно на выявление и развитие у детей способностей в различных видах декоративно-прикладного искусства: традиционной вышивки, ручном вязании, плетении, аппликации. Весь курс программы рассчитан на три  года обучения. Основные разделы программы: «Традиционная народная вышивка», « Лоскутная аппликация», «Ручная вышивка».
1 раздел. «Традиционная народная вышивка».
За три года обучения дети овладевают многими видами и техникой вышивки, существующими на Кубани: тамбур, роспись, мережки, счетная гладь (простой крест) и цветная гладь. Наряду с практическими умениями учащиеся изучают сюжеты и мотивы русской вышивки, знакомятся с символикой народной кубанской вышивки, элементами вышивки казачьего костюма. Изучая предметы быта, дети узнают о национальных обрядах, традициях, роли платка, полотенца, пояса в жизни. Все это связывает художественное прошлое наших предков с настоящим и будущим русского народа и народа Кубани.
 2 раздел. «Лоскутная аппликация».
Изучая этот раздел, дети знакомятся с видами аппликаций, особенностями обработки края элемента рисунка, выполненного из различных материалов, сочетание аппликации и других видов вышивки (бисером, блестками, стеклярусом и т. п.). Основная направленность этого раздела – развитие эстетического вкуса. При изготовлении изделий особое внимание обращается на подбор ткани по фактуре и цвету.
3 раздел. «Вязание спицами».
 Этот раздел знакомит с основными приемами вязания, видами узоров, историей различных вязаных предметов (историей носков и их ролью в обрядовой культуре), видами варежек, традиционными кубанскими орнаментами, правилами построения схем и расчетом петель на изделие.
 4 раздел.
«Вязание крючком» знакомит с определенными навыками и умениями вязания крючком, правилами построения и чтения схем, выполнением зарисовки, технологиями вязания различных элементов.
 
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.
 
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о народных художественных промыслах Кубани;
- основы композиции;
- приёмы и способы выполнения аппликации различной техникой, ручной художественной вышивки, вязания крючком и спицами;
- применяемые инструменты;
- требования к качеству изготовления художественных изделий;
- способы экономного расходования материалов, электроэнергии и бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями.
Учащиеся должны уметь:
- делать зарисовки;
- составлять композиции для художественных изделий, с разной техникой изготовления;
- бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
- выполнять простые и сложные изделия декоративно-прикладного характера;
- соблюдать требования безопасности труда.
 
 
Первый год обучения
 
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
 
ТЕХНОЛОГИЯ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ. 80 час.
 
1.1. Технология вышивки простыми швами. 12 часа.
1)История вышивки на Кубани. Виды простых украшающих швов их классификация и способ выполнения.
Практическая  работа:
Выполнение образцов простых украшающих швов. 2 часа.
2)Орнамент, мотив и цвет в вышивки.
Практическая  работа.
Выполнение эскиза вышивки и выбор цветовой гаммы. 2 часа.
3)Правила подготовки ткани к работе. Способы перевода рисунка на ткань.Практическая работа:
Перевод рисунка на ткань и приемы вышивки. 2 часа.
4)Технологическая последовательность выполнения вышивки.
Практическая  работа:
Вышивка рисунка по контуру. 4 часа.
5)Способы обработки края изделия и окончательная отделка готового изделия.
Практическая  работа:
 Отделка готового изделия. 2 часа.
 
1.2. Технология выполнения строчевой вышивки. 12 час.
1)Строчевая вышивка: мережка, белая строчка, крестецкая строчка. Материалы и инструменты, применяемые в строчевой вышивке.
Практическая  работа:
Выполнение выдерга с подрезом. 2 часа.
2)Зависимость вида мережек от их назначения (для украшения столового, постельного белья, полотенец, женских и детских изделий). Роль полотенца в быту. Традиции и обряды, связанные с полотенцем.
Практическая  работа:
Выбор и зарисовка композиции вышивки. 2 часа.
3)Простейшая строчевая вышивка – мережка. Выдерг нитей, как основа вышивки.
Практическая  работа:
Выполнение простых мережек (кисточка, столбик)4 часа.
4)Сложные виды мережек как основа «Горьковского гипюра» и «Крестецкой строчки». Технология выполнения элементов сложных мережек.
Практическая  работа:
Выполнение мережек « жучок со сновкой». 2 часа.
5) Способы обработки края изделия мережкой.
Практическая  работа:
Обработка края изделия мережкой. 2 час.
 
1.3.Технология вышивки гладьевыми швами. 24 час.
1)Идеограмма народных ремесел (символика рисунка и смысловое значение украс).
Практическая  работа:
Составление эскиза рисунка. 2 часа.
2) Виды художественных промыслов Кубани. Значение вышивки в народном костюме. Композиция, ритм, раппорт. Особенности перевода рисунка на ткань.
Практическая работа:
Перевод рисунка на ткань и выбор цветовой гаммы. 2 часа.
3)Технологическая особенность выполнения двусторонней цветной глади. Практическая работа:
Выполнение элементов вышивки, согласно выполненному рисунку. 6 часов.
4)Технологическая последовательность выполнения атласной глади.
Практическая  работа:
Вышивка элементов атласной гладью, согласно выполненному рисунку.
4 часа.
5)Технологическая последовательность выполнения выпуклой глади с настилом.
Практическая работа:
Вышивка элементов по эскизу. 4 часа.
6) Технологическая последовательность выполнения «листик в раскол».
Практическая  работа:
Вышивка элементов «листик в раскол» согласно выполненному эскизу. 4часа
7)Влажно-тепловая отделка и оформление готового изделия.
Практическая работа:
Выполнение отделочных работ. 2 часа.
 
1.4.Технология вышивки счетной гладью. 32 часа.
1)История развития декоративно - прикладного искусства и народных промыслов на Кубани. Значение вышивки в предметах быта. Правила подготовки ткани к работе и способы расчета и расположения рисунка.
Практическая работа:
Подготовка ткани и расчет рисунка. 2 часа.
2)Терминология народного костюма. Правила и приемы построения схем и рисунков.
Практическая работа:
Выполнение эскиза. Составление схемы. 2 часа.
3)Технологическая последовательность вышивки контурного рисунка по счету нитей.
Практическая работа:
Выполнение элементов вышивки. 2 часа.
4)Виды орнаментов народной кубанской вышивки. История обрядов. Цветовая гамма ниток. Виды счетных швов и их отличительные особенности (крест, набор, косичка).
Практическая работа:
Расчет и расположение рисунка на ткани. Подбор ниток по цвету, согласно схеме. 2 часа.
5) Технология изготовления художественных изделий. Особенности графического выполнения схемы для выполнения вшивки элементов народного костюма (вышивка горловины, оплечья, рукавов и подола народной рубахи).
Практическая работа:
Технология вышивки вертикальных рядов. 12 часов.
6)Технология выполнения вышивки горизонтальных рядов.
Практическая работа:
Вышивка горизонтальных рядов. 4 часа.
7)Технология вышивки диагональных рядов.
Практическая работа:
Вышивка диагональных работ. 4 часа.
8)Правила хранения и ухода за вышитыми изделиями. Характерные особенности вышивки у разных народов. Влияние климатических условий на цветовую гамму вышивки.
Практическая работа:
Анализ выполненной работы, возможные дефекты и способы их устранения. 2 часа.
9)Окончательная отделка и оформление готового изделия.
Практическая работа:
Оформление готового изделия. 2 часа.
 
2. ЛОСКУТНАЯ АППЛИКАЦИИЯ. 12 часов.
1)Понятие аппликация и технология её выполнения. Значение аппликации в народном костюме.
Практическая работа:
Выполнение эскиза. Изготовление шаблонов. 2 часа.
2)Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута.
Практическая работа:
Подбор ткани по цвету, фактуре и волокнистому составу. Перевод рисунка и шаблонов на ткань. 2 часа.
3)Методика крепления фрагментов аппликации в зависимости от назначения изделия.
Практическая работа:
Составить композицию и выбрать способ крепления фрагментов на основу.
2 часа.
4)Особенности обработки края рисунка у осыпающихся и неосыпающихся тканей.
Практическая работа:
Обработка края рисунка в зависимости от выбранного рисунка. 2 часа.
5)Технологические свойства ткани. Последовательность изготовления основы в зависимости от выбранного изделия.
Практическая работа:
Заготовка основы в зависимости от технологии изготовления изделия 2 часа.
6)Последовательность сбора композиции и окончательное оформление готового изделия.
Практическая работа:
Сборка композиции и окончательная отделка изделия. 2 часа.
 
3. ТЕХНОЛОГИЯ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. 20 часов.
1)Вязание крючком, как вид прикладного искусства. Ассортимент изделий на основе простейшего вязания. Знаки, приемы и техника вязания.
Практическая работа:
Составление и чтение схем. Вязание воздушных петель и столбиков по схеме. 2 часа.
2)Материалы и инструменты. Способы и правила подбора ниток в соответствии с толщиной крючка. Подготовка ниток к работе. Расчет петель. Понятие схемы, рисунка.
Практическая работа:
Выполнение образца согласно схеме. 2 часа.
3)Петли подъема их назначение и правила выполнения. Технологическая особенность вязания по кругу и квадрату.
Практическая работа:
Вязание согласно схеме. 6 часа.
4)Раппорт, мотив. Технологическая последовательность их выполнения. Правила введения нити другого цвета. Способ соединения мотивов в зависимости от назначения изделия.
Практическая работа:
Соединение мотивов в зависимости от назначения изделия и применение нити другого цвета. 4 часа.
5)Технология выполнения декоративных элементов на основе пышных столбиков. Отделка изделия декоративными элементами – шнуром, тесьмой и т.д. 4 часа.
6)Окончательная отделка и влажно – тепловая обработка вязаных изделий.
Практическая работа:
Окончательная отделка готового изделия. 2 часа.
 
4. ТЕХНОЛОГИЯ ВЯЗАНИЯ СПИЦАМИ. 32 часа.
1)История возникновения вязания спицами. Значение вязаной одежды в быту. Виды вязальных спиц. Правила подбора спиц и ниток. Организация рабочего места и правила безопасной работы. Условные обозначения и графическая запись схем.
Практическая работа:
Правила набора петель и выполнение образцов платочной вязки. 2 часа.
2)Лицевые и изнаночные петли. Технологические особенности их выполнения.
Практическая работа:
Выполнение образца чулочной вязки. 2 часа.
3)Простейшие узоры на основе лицевых и изнаночных петель. Виды резинок и способы их выполнения.
Практическая работа:
Вывязывание образцов резинок. 4 часа.
4)Графическая и буквенная запись узора. Технология вязания носка без голенища. Снятие мерок и расчёт количества петель и плотности вязания.
2 часа.
5) Технология вязания основания пятки. Основные приёмы работы.
Практическая работа:
Вывязывание основания пятки, виды и способы её выполнения. 2 часа.
6)Технология вязания пятки, виды и способы её выполнения.
Практическая работа:
Вывязывание пятки. 2 часа.
7)Технология вывязывания основания центральной части и переход на круговое вязание. Последовательность вязания на четырёх спицах.
Практическая работа:
Вывязывание центральной части и переход на четыре спицы. 2 часа.
8)Виды и способы вывязывания мыса носка. Закрытие петель. Технологические особенности оформления мыса различными способами. Практическая работа:
Вывязывание мыса носка. 2 часа.
9)Виды носков и история их появления. Роль носка в обрядовой культуре. Технологическая последовательность вязания носков на четырёх спицах. Наименование частей носка.
Практическая работа:
Расчёт количества петель и плотности вязания. 2 часа.
10)Виды резинок и технология вязания на четырёх спицах.
Практическая работа:
Вывязывание резинки на спицах по кругу. 2 часа.
11)Вывязывание голенища носка чулочной вязкой. Особенности вывязывания голенища на полную ногу у длинных носок.
Практическая работа:
Вывязывание голенища. 2 часа.
12)Расчёт количества петель для вывязывания пятки. Последовательность вывязывания пятки.
Практическая работа:
Вывязывание пятки. 2 часа.
13)Приёмы введения нитки другого цвета при вязании по кругу. Способы оформления мыса носка. Особенности вязания носка с пальцем.
Практическая работа:
Вязание центральной части и оформление мыса носка. 4 часа.
14)Виды отделочных элементов и технология их выполнения (помпоны, кисти, бахрома).
Практическая работа:
Отделка вязаного изделия декоративными элементами. 2 часа.
 
 
Второй год обучения
 
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
 
1. ТЕХНОЛОГИЯ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ. 108 час.
 
1.1 Технология вышивки прорезной гладью. 32 часа.
1)История и техника вышивки прорезной, белой гладью. Технологические особенности построения рисунка.
Практическая работа:
Выполнение рисунка с учётом технологических требований. 2 часа.
2)Подготовка ткани к работе. Способы перевода рисунка на ткань.
Практическая работа:
Подготовка ткани к работе и перевод рисунка на ткань. 2 часа.
3)Технологическая последовательность обработки контура рисунка.
Практическая работа:
Обработка контура рисунка швом «вперёд иголку». 4 часа.
4)Технология обработки рисунка петельным швом и гладьевым валиком.Практическая работа:
Обработка контура рисунка гладьевым валиком и петельным швом. 8 часов.
5)Технология соединения элементов рисунка бридами. Технологическая последовательность их выполнения.
Практическая работа:
Соединение элементов рисунка бридами. 6 часов.
6) Технология выполнения паутинок и «паучков».
Практическая работа:
Выполнение паутинок и «паучков». 4 часа.
7)Технология окончательной отделки и подготовки вышивки к вырезанию.Практическая работа:
Окончательная отделка готовой вышивки. 2 часа.
8)Технология вырезания контура рисунка.
Практическая работа:
Вырезание контура рисунка. 2 часа.
9)Технология влажно – тепловой обработки и окончательной отделки готовой вышивки. Правила хранения и уход за вышитыми изделиями.
Практическая работа:
Влажно - тепловая отделка вышивки. 2 часа.
 
1.2 Технология вышивки атласной лентой. 18 часов.
1)Материалы, инструменты, необходимые для вышивки лентой. Организация рабочего места и безопасные приёмы работы. Технологические особенности выполнения эскиза.
Практическая работа:
Выполнение эскиза вышивки. 2 часа.
2)Виды ленточных швов и технология.
Практическая работа:
Выполнение образцов ленточных швов. 4 часа.
3)Технологические особенности перевода рисунка на ткань. Способы уменьшения и увеличения рисунка.
Практическая работа:
Перевод рисунка на ткань. 2 часа.
4)Технологическая последовательность выполнения вышивки по выполненному рисунку.
Практическая работа:
Вышивка по выполненному рисунку. 8 часов.
5)Правила ухода и хранение изделий вышитых лентой. Окончательная отделка и художественное оформление готового изделия.
Практическая работа:
Окончательная отделка готового изделия. 2 часа.
1.3 Технология вышивки сюжетных композиций односторонним и двусторонним крестом. 32 часа.
1)Правила безопасного труда и предупреждение травматизма. Материалы, инструменты и приспособления. Структура и свойства материала, применяемого для вышивки. Технология разработки индивидуальной сюжетной композиции.
Практическая работа:
Выполнение и выбор сюжетной композиции. 2 часа.
2)Цветовая гамма ниток. Правила подбора ниток по тону и цвету.
Практическая работа:
Выбор ниток по тону и цвету. 2 часа.
3) Правила расположения рисунка на ткани. История обычаев и обрядов народа Кубани.
Практическая работа:
Расчет и расположение рисунка на ткани. 2 часа.
4)Технология изготовления художественных изделий. Технологическая последовательность выполнения диагональных рядов с учетом тональных переходов.
Практическая работа:
Освоение рабочих приемов согласно технологической последовательности.
8 часов.
5)Технологическая последовательность выполнения вертикальных рядов с учетом тональных переходов.
Практическая работа:
Освоение рабочих приемов согласно технологической последовательности.
8 часов.
6)Технологическая последовательность выполнения горизонтальных рядов с учетом тональных переходов.
Практическая работа:
Освоение рабочих приемов согласно технологической последовательности.
6 часов.
7) Окончательная отделка влажно- тепловая обработка готового изделия.
Практическая работа:
Окончательная отделка готового изделия. 2 часа.
8)Художественное и эстетическое оформление готового изделия.
Практическая работа:
Художественное оформление готового изделия. 2 часа.
 
1.4. Технология вышивки пейзажа по акварели. 26 часов.
1) Материалы, инструменты и приспособления. Особенности подготовки ткани к работе. Правила безопасного труда. Природа родного края и изображение ее в вышивке.
Практическая работа:
Выполнение эскиза, рисунка. 2 часа.
2)Технология натягивания ткани на подрамник. Безопасные приемы труда. Практическая работа:
Натягивание ткани на подрамник. 2 часа.
3)Технология и приемы нанесения краски. Правила личной гигиены при выполнении данного вида работы.
Практическая работа:
Технологические приемы выполнения тонировки. 2 часа.
4)Технология вышивки в горизонтальном направлении с вливанием другого тона, тональные переходы.
Практическая работа:
Вышивка в горизонтальном направлении. Тональные переходы. 4часа.
5)Технология создания трехмерного изображения за счет разного направления стежков.
Практическая работа:
Вышивка сюжета по нарисованному полотну. 4 часа.
6)Технология вышивки деревьев и создание трехмерного изображения по акварельному рисунку.
Практическая работа:
Вышивка деревьев и создание трехмерного изображения. 6 часов.
7)Технологическая последовательность вышивки мелкой растительности и создание объемности восприятия.
Практическая работа:
Вышивка мелкой растительности. 4 часа.
8)Технология окончательной отделки и художественного оформления готового изделия.
Практическая работа:
Окончательная отделка готового изделия. 2 часа.
 
2 ТЕХНОЛОГИЯ ВЯЗАНИЯ. 108 часов.
2.1. Технология вязания кружев крючком 32 час
1)История вязания кружев на Кубани. Использование различных кружевных изделий в интерьере, одежде, предметах быта. Разнообразие орнаментальных форм. Правила подбора ниток и крючков.
Практическая работа:
Организация рабочего места, выбор материалов инструментов, выполнение образца. 2часа.
2) Виды ниток, характерные особенности работы с ними. Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами. Схемы, рисунки, образцы. Условные обозначения схем, приемы их выполнения.
Практическая работа:
Разработка элементов орнаментальных композиций для схем. 2 часа.
3)Ритм, раппорт, мотив. Расчет раппорта на ширину изделия (рушника). Технология изготовления схем для подзоров. Техника и приемы вязания.
Практическая работа:
Расчет плотности вязания и количества раппортов на ширину изделия.
2 часа.
4)Цветовая гамма ниток для вывязывания подзоров. Освоение рабочих приемов.
Практическая работа:
Вязание подзора (для рушника, скатерти, постельного белья) по индивидуальной схеме или схеме мастера Кубани. 10 часов.
5)Окончательная отделка и оформление изделия подзором.
Практическая работа:
Окончательная отделка подзора и оформление изделия. 2 часа.
6)Разработка элементов схемы с учетом технологической особенности вязания изделий мотивом.
Практическая работа:
Составление схемы мотива и его соединения. 2 часа.
7)Расчет плотности вязания и количества мотивов на изделие (скатерть, салфетка, шаль).
Практическая работа:
Расчет плотности вязания и количества мотивов на выбранное изделие.
2 часа.
8)Технология вязания мотива по выбранной схеме.
Практическая работа:
Вывязывание мотивов по схеме. 6 часов.
9)Основы композиции и технология соединения мотивов согласно эскизу изделия.
Практическая работа:
Соединение мотивов по эскизу. 2 часа.
10)Технологическая особенность окончательной отделки изделия вязаного мотивами.
Практическая работа:
Окончательная отделка готового изделия.2 часа.
 
2.2. Технология вязания кружев спицами. 26 часов.
1) Технологическая особенность вязания кружев спицами. Материалы, инструменты и приспособления. Правила подбора спиц и ниток для вязания кружев. Ассортимент ажурных вязаных изделий. Условные обозначения и правила составления схем.
Практическая работа:
Составление и выбор схемы. Подбор материалов и инструментов. 2 часа
2)Технология вязания зубчатого края и особенности вывязывания угла при вязании прямоугольного, квадратного треугольного изделия (шарф, салфетка, платок, косынка и т. п.).
Практическая работа:
Вывязывание угла и зубчатого края. 2 часа.
3) Технология набора петель по кромке зубчатого края и параллельность вывязывания противоположных сторон зубчатым краем.
Практическая работа:
Набор петель по зубчатой кромке и вязание центральной части с параллельным вязанием зубчатого края противоположных сторон. 6 часов.
4) Технология вязания зубчатым краем четвертой стороны и приемы закрытия петель.
Практическая работа:
Вязание четвертой стороны зубчатым краем и вывязывание седьмого и восьмого углов. Закрытие петель. 2 часа.
5)Особенности ухода и окончательная отделка готового изделия.
Практическая работа:
Окончательная отделка готового изделия. 2 часа.
6) Технологическая особенность вязания кружевных изделий, вязанных спицами по кругу. Условные обозначения и построения схем. Приемы набора петель по кругу. Материалы, инструменты и приспособления.
Практическая работа:
Выбор и чтение схем. Набор первого ряда согласно схеме. 2 часа.
7)Приемы выполнения изделия средней сложности. Раппорт и технология связи рядов и раппортов.
Практическая работа:
Вывязывание изделия по схеме. 6 часов.
8)Особенности закрытия петель и оформление края согласно схеме при помощи крючка.
Практическая работа:
Закрытие петель согласно схеме. 2 часа.
9)Окончательная отделка и оформление готового изделия.
Практическая работа:
Отделка готового изделия. 2 часа.
 
2.3. Технология вязания спицами плечевого изделия. 50 часов.
1)Выбор схемы, модели и техники вязания. Расчет плотности вязания и количества петель. Правила построения выкройки с учетом особенностей фигуры и отличий моделей.
Практическая работа:
Выбор схемы, модели. Расчет количества петель и плотности вязания.
2 часа.
2)Технология вязания по выкройке. Очередность вязания. Технология вязания полотна со скошенными краями.
Практическая работа:
Набор петель и вывязывание нижней части спинки согласно схеме.
4 часа.
3)Технология вязания центральной части согласно схеме.
П.Р. Вывязывание центральной части по схеме. 8 часов.
4)Технология вывязывания пройм, плечевого среза, горловины. Правила вывязывания и расчет пройм спинки.
Практическая работа:
Расчет и вывязывание пройм спинки. 4 часа.
5)Технология расчета и вывязывание плечевого среза и горловины спинки.Практическая работа:
Расчет и вывязывание плечевых срезов и горловины спинки. 2 часа.
6)Технология вязания втачного рукава. Расчет и технология вязания рукава до оката.
Практическая работа:
Расчет и вязание рукава до оката. 4 часа.
7)Расчет и технология вязания оката рукава.
Практическая работа:
Расчет и вывязывание окота рукава. 2 часа.
8)Технология вязания передней части до проймы. Особенности вязания изделий с планкой – застежкой.
Практическая работа:
Вязание передней части до проймы согласно схеме. 8 часов.
9)Технология расчета и последовательность вывязывания горизонтальной нагрудной вытачки.
Практическая работа:
Частичное вязание. Вывязывание вытачки. 2 часов.
10)Технология расчета и последовательность вывязывания пройм переда.Практическая работа:
Расчет и вывязывание пройм переда. 4 часа.
11)Технология обработки горловины и способы выполнения кетлевочных петель.
Практическая работа:
обработка горловины. 2 часа.
12)Технология обработки и подготовки  изделия к примерке.
Практическая работа:
Подготовка изделия к примерке и ее выполнение. 2 часа.
13)Способы накалывания деталей на выкройку. Обработка деталей утюгом и без него. Правила соединения деталей.
Практическая работа:
Влажно – тепловая обработка и соединение деталей изделия. 2 часа.
14)Виды воротников и технология их вязания. Технология вязания реглана. Особенности вязания реглана от горловины. Способы прибавления петель вдоль линии реглана. Особенности вывязывания горловины.
Практическая работа:
Вывязывание реглана (образец). 4 часа.
 
 
                                                                   Третий год обучения
 
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ.
 
ТЕХНОЛОГИЯ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ. 136 часов.
 
1.1 Технология вышивки объемной гладью. 62 часа.
1)История и техника вышивки объемной глади. Технологические особенности построения и перевода рисунка.
Практическая работа:
Выполнение рисунка с учётом технологических требований. 2 часа.
2)Подготовка ткани к работе. Способы и правила деления рисунка и перевода рисунка на ткань.
Практическая работа:
Подготовка ткани к работе и перевод элементов рисунка на ткань. 4 часа.
3)Технологическая последовательность и пришивание проволоки по контуру детали рисунка.
Практическая работа:
Обработка контура проволокой швом «вперёд иголку». 8 часов.
4)Технология обработки рисунка петельным швом.
Практическая работа:
Обработка контура рисунка петельным швом. 12 часов.
5)Технология вышивки элементов художественной двусторонней гладью. Практическая работа:
Вышивка элементов двусторонней художественной гладью.14 часов.
6) Технология выполнения тычинок и сердцевин у различных цветов. Приемы вышивки.
Практическая работа:
Выполнение сердцевин различных цветов.8 часов.
7)Технология окончательной отделки и сборки различных цветов.
Практическая работа:
Окончательная отделка и сборка различных цветов. 8 часа.
8)Технология сборки композиции, букета.П.Р. Сборка композиции, букета.4 часа.
9). Правила хранения и уход за вышитыми изделиями.Художественное оформление готовой композиции, букета.
Практическая работа:
Окончательная отделка и оформление вышивки. 2 часа.
 
1.2 Технология вышивки объемных композиций лентой. 34 часа.
1)Материалы, инструменты, необходимые для вышивки лентой. Организация рабочего места и безопасные приёмы работы. Технологические особенности выполнения эскиза.
Практическая работа:
Выполнение эскиза вышивки. 2 часа.
2)Технологические приемы перевода рисунка на ткань.
Практическая работа:
Перевод рисунка или его элементов на ткань.4 часа.
3)Технологические особенности вышивки объемных цветов путем «сборки» Практическая работа:
Вышивка цветов способом «сборки».  8часов.
4)Технологическая последовательность выполнения цветов на стебле (роза, мак, ирис).
Практическая работа:
выполнение цветов на стебле. 12 час.
5)Правила составления композиций и способы крепления элементов на ткани.
Практическая работа:
Сборка и оформление композиции 2 часа.
6) Технология вышивки лентой по батику или акварели. Комбинированные приемы вышивки.
Практическая работа:
Вышивка по нарисованному фону.6 часов.
 
1.3. Технология трехмерной вышивки по батику. 40 часов.
1) Материалы, инструменты и приспособления. Особенности подготовки ткани к работе. Правила безопасного труда. Природа родного края и изображение ее в вышивке.
Практическая работа:
Выполнение эскиза, рисунка. 2 часа.
2)Технология натягивания ткани на подрамник. Безопасные приемы труда. Практическая работа:
Натягивание ткани на подрамник. 2 часа.
3)Технология и приемы нанесения резервирующего состава и краски. Правила личной гигиены при выполнении данного вида работы.
Практическая работа:
Технологические приемы обработки контура резервирующим составом.
2 часа.
4)Технология и приемы проверки нанесения резервирующего состава, выполнение тонирования. Правила личной гигиены при выполнении данного вида работы.
Практическая работа:
Технологические приемы выполнения окраски и тонировки. 2 часа.
5) Технология вышивки контура рисунка стебельчатым швом.
Практическая работа:
Вышивка контуров стебельчатым швом. 6 часов.
6) Технология «придание объема способом тугой набивки».
Практическая работа:
Придание объема вышитым элементам. 4 часа.
7)Технология создания трехмерного изображения и выполнение художественной гладьевой вышивки с разным направлением стежков.
Практическая работа:
Вышивка сюжета по нарисованному полотну. 10 часов.
8) Технология вышивки декоративных элементов в технике игольного кружева.
Практическая работа:
Вышивка декоративных элементов в технике игольного кружева. 6 часов.
9)Технология вышивки мелких элементов и придание зрительного объема вышивки.
Практическая работа:
Вышивка мелких элементов.4часа.
10)Технология окончательной отделки и художественного оформления готового изделия.
Практическая работа:
Окончательная отделка готового изделия. 2 часа.
 
2 ТЕХНОЛОГИЯ ВЯЗАНИЯ. 80 часов.
 
2.1. Технология вязания изделий интерьера спицами. 80 часов.
1) Технологическая особенность вязания предметов интерьера (теплый плед) спицами. Материалы, инструменты и приспособления. Правила подбора спиц и ниток для вязания Ассортимент вязаных изделий. Условные обозначения и правила составления схем.
Практическая работа:
Составление и выбор схемы. Подбор материалов и инструментов. 2 часа.    2). Технология сочетания различных узоров и видов вязания.
Практическая работа:
Выбор рисунки и вывязывания образца. 4 часа.
3) Технология расчета плотности вязания и количества петель и расположения узора на изделии.
Практическая работа:
Расчет плотности вязания, расположение рисунка и количество петель на изделии. 2 часа.
4) Технология вязания образца по выбранной схеме.
Практическая работа:
Вязание образца по схеме 6 часов.
5) Вязание пледа по выбранной схеме. Освоение рабочих приемов.
Практическая работа:
Освоение рабочих приемов. 20 часов.
6) Технологическая особенность вязания изделий спицами по кругу. Условные обозначения и построения схем. Приемы набора петель по кругу. Материалы, инструменты и приспособления.
Практическая работа:
Выбор и чтение схем. Набор первого ряда согласно схеме. 4 часа.
7)Приемы выполнения изделия средней сложности. Раппорт и технология связи рядов и раппортов.
Практическая работа:
Вывязывание изделия по схеме. 16 часов.
8)Особенности закрытия петель и оформление края согласно схеме при помощи крючка.
Практическая работа:
Закрытие петель согласно схеме. 6 часов.
9)Окончательная отделка и оформление готового изделия.
Практическая работа:
Отделка готового изделия. 2 часа.
10)Жаккардовая техника вязания. Приемы и методы.
Практическая работа:
Освоение рабочих приемов выполнения жаккардового вязания. 10часов.
11) Вытянутые петли. Приемы и способы вязания.
Практическая работа:
Вязание образца по выбранной схеме. 8 часов.
 
 
 
Четвертый год обучения
 
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ.
 
ТЕХНОЛОГИЯ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ. 136 часов.
 
1.1 Технология вышивки объемной гладью. 62 часа.
1)История и техника вышивки объемной глади. Технологические особенности построения и перевода рисунка. Выполнение рисунка средней сложности. Выбор рисунка с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Практическая работа:
Выполнение рисунка с учётом технологических требований. 2 часа.
2)Подготовка ткани к работе. Способы и правила деления рисунка и перевода рисунка на ткань.
Практическая работа:
Подготовка ткани к работе и перевод элементов рисунка на ткань. 4 часа.
3)Технологическая последовательность и пришивание проволоки по контуру детали рисунка.
Практическая работа:
Обработка контура проволокой швом «вперёд иголку». 8 часов.
4)Технология обработки рисунка петельным швом.
Практическая работа:
Обработка контура рисунка петельным швом. 12 часов.
5)Технология вышивки элементов художественной двусторонней гладью. Практическая работа:
Вышивка элементов двусторонней художественной гладью.14 часов.
6) Технология выполнения тычинок и сердцевин у различных цветов. Приемы вышивки.
Практическая работа:
Выполнение сердцевин различных цветов.8 часов.
7)Технология окончательной отделки и сборки различных цветов.
Практическая работа:
Окончательная отделка и сборка различных цветов. 8 часа.
8)Технология сборки композиции, букета.П.Р. Сборка композиции, букета.4 часа.
9). Правила хранения и уход за вышитыми изделиями.Художественное оформление готовой композиции, букета.
Практическая работа:
Окончательная отделка и оформление вышивки. 2 часа.
 
1.2 Технология вышивки объемных композиций различными способами  лентой. 34 часа.
1)Материалы, инструменты, необходимые для вышивки лентой. Организация рабочего места и безопасные приёмы работы. Технологические особенности выполнения эскиза.
Практическая работа:  Выполнение работ способом «прямоугольного складывания»
Выполнение эскиза вышивки. 2 часа.
2)Технологические приемы перевода рисунка на ткань.
Практическая работа:
Перевод рисунка или его элементов на ткань.4 часа.
3)Технологические особенности вышивки объемных цветов путем «сборки» Практическая работа:
Вышивка цветов способом «сборки».  8часов.
4)Технологическая последовательность выполнения цветов на стебле (роза, мак, ирис) способом складывания.
Практическая работа:
выполнение цветов на стебле. 12 час.
5)Правила составления композиций и способы крепления элементов на ткани.
Практическая работа:
Сборка и оформление композиции 2 часа.
6) Технология вышивки лентой по батику или акварели. Комбинированные приемы вышивки.
Практическая работа:
Вышивка по нарисованному фону.6 часов.
 
1.3. Технология трехмерной вышивки по батику с элементами  гладьевой вышивки. 40 часов.
1) Материалы, инструменты и приспособления. Особенности подготовки ткани к работе. Правила безопасного труда.   Цветочные  изображения  в вышивке.  Приемы работы с контуром.
Практическая работа:
Выполнение эскиза, рисунка. 2 часа.
2)Технология натягивания ткани на подрамник. Безопасные приемы труда. Практическая работа:
Натягивание ткани на подрамник. 2 часа.
3)Технология и приемы нанесения резервирующего состава и краски. Правила личной гигиены при выполнении данного вида работы.
Практическая работа:
Технологические приемы обработки контура резервирующим составом.
2 часа.
4)Технология и приемы проверки нанесения резервирующего состава, выполнение тонирования. Правила личной гигиены при выполнении данного вида работы.
Практическая работа:
Технологические приемы выполнения окраски и тонировки. 2 часа.
5) Технология вышивки контура рисунка стебельчатым швом.
Практическая работа:
Вышивка контуров стебельчатым швом. 6 часов.
6) Технология «придание объема способом тугой набивки» и элементами гладьевой вышивки..
Практическая работа:
Придание объема вышитым элементам. 4 часа.
7)Технология создания трехмерного изображения и выполнение художественной гладьевой вышивки с разным направлением стежков.
Практическая работа:
Вышивка сюжета по нарисованному полотну. 10 часов.
8) Технология вышивки декоративных элементов в технике игольного кружева.
Практическая работа:
Вышивка декоративных элементов в технике игольного кружева. 6 часов.
9)Технология вышивки мелких элементов и придание зрительного объема вышивки.
Практическая работа:
Вышивка мелких элементов.4часа.
10)Технология окончательной отделки и художественного оформления готового изделия.
Практическая работа:
Окончательная отделка готового изделия. 2 часа.
 
2 ТЕХНОЛОГИЯ ВЯЗАНИЯ. 80 часов.
 
2.1. Технология вязания  изделий интерьера спицами. 80 часов.
1) Технологическая особенность вязания предметов интерьера . Материалы, инструменты и приспособления. Правила подбора спиц и ниток для вязания Ассортимент вязаных изделий. Условные обозначения и правила составления схем.
Практическая работа:
Составление и выбор схемы. Подбор материалов и инструментов. 2 часа.                                       
2). Технология сочетания различных узоров и видов вязания.
Практическая работа:
Выбор рисунки и вывязывания образца средней и повышенной сложности с учетом подготовки учащихся. 4 часа.
3) Технология расчета плотности вязания и количества петель и расположения узора на изделии.
Практическая работа:
Расчет плотности вязания, расположение рисунка и количество петель на изделии. 2 часа.
4) Технология вязания образца по выбранной схеме.
Практическая работа:
Вязание образца по схеме 6 часов.
5) Вязание пледа по выбранной схеме. Освоение рабочих приемов.
Практическая работа:
Освоение рабочих приемов. 20 часов.
6) Технологическая особенность вязания изделий спицами по кругу. Условные обозначения и построения схем. Приемы набора петель по кругу. Материалы, инструменты и приспособления.
Практическая работа:
Выбор и чтение схем. Набор первого ряда согласно схеме. 4 часа.
7)Приемы выполнения изделия средней сложности. Раппорт и технология связи рядов и раппортов.
Практическая работа:
Вывязывание изделия по схеме. 16 часов.
8)Особенности закрытия петель и оформление края согласно схеме при помощи крючка.
Практическая работа:
Закрытие петель согласно схеме. 6 часов.
9)Окончательная отделка и оформление готового изделия.
Практическая работа:
Отделка готового изделия. 2 часа.
10)Жаккардовая техника вязания. Приемы и методы.
Практическая работа:
Освоение рабочих приемов выполнения жаккардового вязания. 10часов.
11) Вытянутые петли. Приемы и способы вязания.
Практическая работа:
Вязание образца по выбранной схеме. 8 часов.
 
Пятый год обучения
 
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ.
 
ТЕХНОЛОГИЯ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ. 138 часов.
 
1.1 Технология вышивки объемной гладью. 63 часа.
1)История и техника вышивки объемной глади. Технологические особенности построения и перевода рисунка. Выполнение рисунка средней сложности. Выбор рисунка с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Практическая работа:
Выполнение рисунка с учётом технологических требований. 2 часа.
2)Подготовка ткани к работе. Способы и правила деления рисунка и перевода рисунка на ткань.
Практическая работа:
Подготовка ткани к работе и перевод элементов рисунка на ткань. 4 часа.
3)Технологическая последовательность и пришивание проволоки по контуру детали рисунка.
Практическая работа:
Обработка контура проволокой швом «вперёд иголку». 8 часов.
4)Технология обработки рисунка петельным швом.
Практическая работа:
Обработка контура рисунка петельным швом. 13 часов.
5)Технология вышивки элементов художественной двусторонней гладью. Практическая работа:
Вышивка элементов двусторонней художественной гладью.14 часов.
6) Технология выполнения тычинок и сердцевин у различных цветов. Приемы вышивки.
Практическая работа:
Выполнение сердцевин различных цветов.8 часов.
7)Технология окончательной отделки и сборки различных цветов.
Практическая работа:
Окончательная отделка и сборка различных цветов. 8 часа.
8)Технология сборки композиции, букета.П.Р. Сборка композиции, букета.4 часа.
9). Правила хранения и уход за вышитыми изделиями.Художественное оформление готовой композиции, букета.
Практическая работа:
Окончательная отделка и оформление вышивки. 2 часа.
 
1.2 Технология вышивки объемных композиций различными способами  лентой. 33 часа.
1)Материалы, инструменты, необходимые для вышивки лентой. Организация рабочего места и безопасные приёмы работы. Технологические особенности выполнения эскиза.
Практическая работа:  Выполнение работ способом «прямоугольного складывания»
Выполнение эскиза вышивки. 2 часа.
2)Технологические приемы перевода рисунка на ткань.
Практическая работа:
Перевод рисунка или его элементов на ткань.4 часа.
3)Технологические особенности вышивки объемных цветов путем «сборки» Практическая работа:
Вышивка цветов способом «сборки».  8часов.
4)Технологическая последовательность выполнения цветов на стебле (роза, мак, ирис) способом складывания.
Практическая работа:
выполнение цветов на стебле. 11 час.
5)Правила составления композиций и способы крепления элементов на ткани.
Практическая работа:
Сборка и оформление композиции 2 часа.
6) Технология вышивки лентой по батику или акварели. Комбинированные приемы вышивки.
Практическая работа:
Вышивка по нарисованному фону.6 часов.
 
1.3. Технология трехмерной вышивки по батику с элементами  гладьевой вышивки. 42 часов.
1) Материалы, инструменты и приспособления. Особенности подготовки ткани к работе. Правила безопасного труда.   Цветочные  изображения  в вышивке.  Приемы работы с контуром.
Практическая работа:
Выполнение эскиза, рисунка. 2 часа.
2)Технология натягивания ткани на подрамник. Безопасные приемы труда. Практическая работа:
Натягивание ткани на подрамник. 2 часа.
3)Технология и приемы нанесения резервирующего состава и краски. Правила личной гигиены при выполнении данного вида работы.
Практическая работа:
Технологические приемы обработки контура резервирующим составом.
2 часа.
4)Технология и приемы проверки нанесения резервирующего состава, выполнение тонирования. Правила личной гигиены при выполнении данного вида работы.
Практическая работа:
Технологические приемы выполнения окраски и тонировки. 2 часа.
5) Технология вышивки контура рисунка стебельчатым швом.
Практическая работа:
Вышивка контуров стебельчатым швом. 6 часов.
6) Технология «придание объема способом тугой набивки» и элементами гладьевой вышивки..
Практическая работа:
Придание объема вышитым элементам. 4 часа.
7)Технология создания трехмерного изображения и выполнение художественной гладьевой вышивки с разным направлением стежков.
Практическая работа:
Вышивка сюжета по нарисованному полотну. 12 часов.
8) Технология вышивки декоративных элементов в технике игольного кружева.
Практическая работа:
Вышивка декоративных элементов в технике игольного кружева. 6 часов.
9)Технология вышивки мелких элементов и придание зрительного объема вышивки.
Практическая работа:
Вышивка мелких элементов.4часа.
10)Технология окончательной отделки и художественного оформления готового изделия.
Практическая работа:
Окончательная отделка готового изделия. 2 часа.
 
2 ТЕХНОЛОГИЯ ВЯЗАНИЯ. 78часов.
 
2.1. Технология вязания  ажурных изделий интерьера спицами. 78часов.
1) Технологическая особенность вязания предметов интерьера (ажурная скатерть) спицами. Материалы, инструменты и приспособления. Правила подбора спиц и ниток для вязания Ассортимент вязаных изделий. Условные обозначения и правила составления схем.
Практическая работа:
Составление и выбор схемы. Подбор материалов и инструментов. 2 часа.                                       2). Технология сочетания различных узоров и видов вязания.
Практическая работа:
Выбор рисунки и вывязывания образца средней и повышенной сложности с учетом подготовки учащихся. 2часа.
3) Технология расчета плотности вязания и количества петель и расположения узора на изделии.
Практическая работа:
Расчет плотности вязания, расположение рисунка и количество петель на изделии. 2 часа.
4) Технология вязания образца по выбранной схеме.
Практическая работа:
Вязание образца по схеме 6 часов.
5) Вязание пледа по выбранной схеме. Освоение рабочих приемов.
Практическая работа:
Освоение рабочих приемов. 20 часов.
6) Технологическая особенность вязания изделий спицами по кругу. Условные обозначения и построения схем. Приемы набора петель по кругу. Материалы, инструменты и приспособления.
Практическая работа:
Выбор и чтение схем. Набор первого ряда согласно схеме. 4 часа.
7)Приемы выполнения изделия средней сложности. Раппорт и технология связи рядов и раппортов.
Практическая работа:
Вывязывание изделия по схеме. 16 часов.
8)Особенности закрытия петель и оформление края согласно схеме при помощи крючка.
Практическая работа:
Закрытие петель согласно схеме. 6 часов.
9)Окончательная отделка и оформление готового изделия.
Практическая работа:
Отделка готового изделия. 2 часа.
10)Жаккардовая техника вязания. Приемы и методы.
Практическая работа:
Освоение рабочих приемов выполнения жаккардового вязания. 10часов.
11) Вытянутые петли. Приемы и способы вязания.
Практическая работа:
Вязание образца по выбранной схеме. 8 часов.
 
Тематическое планирование 1 год
 
№ п/п Содержание темы занятий, практической работы. Кол-вочас Теория Практика
  1.Технология народной вышивки. 80 часов 20 час 60 час
1.1 Технология вышивки простейшими швами. 12 час. 3час 9 час
1.2. Технология  выполнения  строчевой вышивки. 12 час. 3час. 9 час
1.3. Технология вышивки гладьевыми швами. 24 час. 6час. 18час.
1.4. Технология вышивки счетной гладью. 32 час. 8час. 24час.
2. Лоскутная аппликация. 12 час. 3 час. 9 час.
  3 Технология вязания 52 час. 13час. 39 час.
3.1.  Технология вязания крючком. 20 час. 5час. 15час.
3.2. Технология вязания спицами. 32 час. 8час. 24 час.
                                                                      Иотго 144 час. 36 час. 108 час.
 
Тематическое планирование 2 год
№ п/п Содержание темы занятий, практической работы. Кол-вочас Теория Практика
  1. Технология народной вышивки. 108час 21 час. 87 час.
1.1 Технология вышивки прорезной гладь 32 час 8 час. 24 час.
1.2 Технология вышивки атласной лентой. 18 час 4,5час 13,5час
1.3 Технология вышивки сюжетных композиций односторонним и двусторонним крестом. 32 час. 8 час 24 час.
1.4. Технология вышивки пейзажа по акварели. 26 час. 6,5час 19,5час
  2. Технология вязания. 108 час 27 час 81 час
2.1. Технология вязания кружева крючком 32 час. 8 час. 24 час
2.2. Технология вязания кружев спицами. 26 час. 6,5час 19,5час
2.3. Технология вязания плечевого изделия спицами. 50 час. 12,5 час 37,5час.
                                                                                            Итого 216 час. 48 час 168 час.
                                              Тематическое планирование 3 год
 
№ п/п Содержание темы занятий, практической работы. Кол-вочас Теория Практика
  1. Технология народной вышивки 136 час. 34 час. 102 час.
1.1. Технология вышивки объемной гладью 62 час. 15.5 час 46,5 час.
1.2. Технология вышивки объемных композиций лентой 34 час. 8,5 час. 25,5 час.
1.3. Технология трехмерной вышивки по батику 40 час. 10 ч 30 час.
  2 Технология вязания 80 час. 20час. 60 час
2.1 Технология вязания изделий интерьера спицами. 80час 20 час 60 час.
                                                                          Итого: 216 час 54 час 152 час
 
                                           Тематическое планирование 4 год
№ п/п Содержание темы занятий, практической работы. Кол-вочас Теория Практика
  1.Технология народной вышивки. 136 часов 34 час. 102 час.
1.1.  Технология вышивки объемной гладью. 62 час. 15,5час. 46,5. час
1.2. Технология вышивки объемных композиций различными способами  лентой. 34 час 8,5 час. 15,5 час
1.3 Технология трехмерной вышивки по батику с элементами  гладьевой вышивки. 40 час. 10 час. 30 час.
  2 Технология вязания 80 час. 20 час. 60 час.
2.1. Технология вязания  ажурных изделий интерьера спицами. 80 час. 20 час. 60 час.
                                                                      Итого: 216 час. 54 час. 162 час.
 
                                                     Тематическое планирование 5 год
№ п/п Содержание темы занятий, практической работы. Кол-вочас Теория Практика
  1. Технология народной вышивки 138 час 35 час 103 час
1.1. Технология вышивки объемной гладью 63 час. 16 час. 47 час.
1.2. Технология вышивки объемных композиций лентой. 42 час. 11 час. 31 час.
1.3. Технология трехмерной вышивки по батику 33час. 8 час. 15 час.
  2.Вязание спицами 78 час. 19 час. 59час.
2.1. Технология вязания ажурных изделий интерьера спицами 78 час 19 час 59 час
                                                                  Итого: 216 час. 54 час. 162 час.
 
 
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
                                                           Формы проведения занятий
№ пп Тема Формы проведения занятий
1. Вводное занятие Беседа.
2. Технология народной вышивки. Беседа, экскурсии, выставки.
3. Технология вязания крючком. Беседа, конкурсы, выставки игра.
4. Технология вязания спицами Беседа, конкурсы, выставки, игра.
5. Итоговое занятие Конкурсы, выставки.
Методыобучения
          В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
Техническое оснащение и дидактический материал
 
  1. Бумага чертежная, миллиметровая бумага, акварельные краски, краски для батика, клей ПВА. Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами.
  2. Инструменты и вспомогательные приспособления: ножницы, кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, пинцет, крючок, шило, швейные иглы, иглы для вышивания, пяльцы, иглы для бисера ,булавки, напёрсток, копировальный ролик, кисточки, карандаши, шариковые ручки, портновские мелки, ластик, линейка, циркуль, сантиметровая лента, электрический утюг, гладильная доска, вязальные спицы, крючки.
  3. Материалы: ткань, креп, атлас, драп, фетр, трикотаж, флизелин, синтепон, кружево, тесьма, ленты, сутаж, поролон, вата, натуральный и искусственный мех, швейные нитки, мулине, ленты, шерстяная и х/б пряжа, капроновая нить № 63, моноволокно, проволока, воск, бисер, стеклярус, рубленый бисер, бусины; фурнитура: пуговицы, крючки, петли, кнопки, калька, бумага, картон, копировальная бумага.
  4. Специальная литература.
  5. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: мультимедиа презентации, компьютерные программы «Вышивка», «Вязание», электронные журналы по рукоделию схемы изделий; коллекции ниток; образцы изделия; схемы, раздаточный материал, инструкционные карты; дидактические карточки.
                                                            Формы подведения итогов

пп
Тема Форма подведения итогов
1. Вводное занятие Фронтальная беседа
2. Технология народной вышивки Фронтальная и индивидуальная беседы, дидактические карточки, цифровой, диктант, выполнение практических заданий
3. Технология вязания крючком Фронтальная и индивидуальная беседы, дидактические карточки, решение ситуационных задач, решение кроссвордов, графический и терминологический диктанты, выполнение практических заданий
4. Технология вязания спицами Дидактические карточки, цифровой и графический диктанты, игра, выполнение дифференцированных практических заданий
5. Итоговое занятие Контрольное занятие, конкурсы, выставка
               Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ, программы образовательной области “Технология”. Подавляющее большинство программ для государственных внешкольных учреждений предполагает изучение лишь какого-то одного вида декоративно-прикладного творчества, о чем говорят сами названия программ: “Аппликация соломкой”, “Вышивка”, “Художественная вышивка”, “Мягкая игрушка”.
В программе “Технология” отводится мало времени изучению такого вида декоративно-прикладного искусства как вышивание, и совсем не уделяется внимания вязанию спицами и крючком. Программа «Основы кубанских ремесел» не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ и является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики.      
Настоящая программа призвананаучить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные и трудоёмкие приёмы обработки разнообразных материалов и различные техники выполнения изделий декоративно-прикладного творчества, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Работа по программе «Основы кубанских ремесел» осуществлялась с 2005 по 2009 уч. гг. В этот период она претерпевала изменения, вносились некоторые коррективы. Настоящая дополнительная образовательная программа соотносилась со школьной программой “Технология”, методами и формами работы в данной образовательной области. Благодаря обучению в творческом объединении “Основы кубанских ремесел»” учащиеся могут получить начальные сведения о таких видах декоративно-прикладного творчества, как вышивка, вязание крючком и спицами, а так же расширить и углубить свои знания в области художественной обработки ткани. Большое внимание уделяется такому до сих пор малоизвестному в России виду декоративно-прикладного искусства как вышивка шёлковыми лентами.
В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При работе с выкройками – лекалами, выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики. Средний возраст учащихся – 10 – 15 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки), культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками. На данном возрастном этапе существует опасность возникновения смысловых барьеров и мотивационного кризиса (школьной дезадаптации). Программа рассчитана на 3 года обучения. Первый год обучения – 144 часа занятий. Второй и третий год обучения – 216 часов. В группы первого года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков. Программа 1-го года обучения разработана для учащихся  9 – 12 лет, количество детей в группе 12 – 15 человек. Режим работы объединения для групп 1-го года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 мин. В группы 2 – 3-го года обучения приходят дети, обладающие основными навыками. Уровень подготовки учащихся определяется собеседованием. Количество учащихся в группах 2-го года обучения 10 – 12, возраст детей 10 – 12 лет. Режим работы групп 2-го года обучения – 3 раза в неделю по 2 часа с перерывами 10 мин. Количество учащихся в группах 3-го года обучения 8 – 10, возраст детей 11 – 14 лет. Режим работы групп 3-го года обучения – 3 раза в неделю по 2 часа с перерывами 10 мин. Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования или во внеклассной работе общеобразовательных школ. В связи с тем, что программа является комплексной, её реализация может осуществляться несколькими педагогами, каждый из которых может вести занятия по одному из видов декоративно-прикладного творчества. В творческом объединении «Основы кубанских ремесел» основной дидактический принцип – обучение  в предметно-практической деятельности. Одним из способов организации учебной деятельности является упражнение, заключающееся в многократном выполнении необходимых действий.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный – рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, мультимедийная презентация, упражнение; практические работы репродуктивного и творческого характера; методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля; познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии. Помимо учебной деятельности с учащимися творческого объединения проводится просветительская и досугово-развивающая работа: экскурсии в музеи, посещение выставок и т.д. С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
Iуровень – репродуктивный с помощью педагога;
IIуровень – репродуктивный без помощи педагога;
IIIуровень – продуктивный
IVуровень – творческий 
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся в творческом объединении осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
I. Промежуточный контроль.
  1. Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
  2. Фронтальная и индивидуальная беседа.
  3. Цифровой, графический и терминологический диктанты.
  4. Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
  5. Решение ситуационных задач направлено на проверку умения использовать приобретенные знания на практике.
  6. Решение кроссвордов.
  7. Игровые формы контроля.
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня: внутри МОУ ДОД ЦВР МОТР, районных, городских, краевых выставках декоративно-прикладного творчества.
II. Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов. Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III– IVуровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
Воспитательные мероприятия
Тематика психологических занятий по культуре межличностного общения:
1. Сентябрь:
"Знакомство. Создание предпосылок для более свободного выражения чувств".
2. Октябрь:
"Осознание себя. Внимание к поведению другого. Умение вести разговор".
3. Ноябрь:
"Умение слушать. Люди, значимые для меня. Работа с чувствами".
4. Декабрь:
 "Типичные проблемы. Игровой тренинг".
5. Январь:
"Необычный опыт общения. Осознание своих идеалов и различных черт".
6. Февраль:
"Осознание проблем в отношениях с людьми".
7. Март:
"Умение владеть своими чувствами".
8. Апрель:
"Умение владеть своими чувствами".
9. Май:
"Умение владеть своими чувствами".
 
Воспитательная работа в объединении

Цикл этических бесед:
• "Искусство дарить и принимать подарки"
• "Как критиковать, не обижая"
• "Как научиться достойно выходить из конфликта"
• "Как быть уверенным в себе человеком"
• "Как изменить себя, не изменяя себе"

Формирование традиций объединения:
• Презентация "Вышивки"
• Посвящение в " Подмастерье"
• Посвящение в "Мастера"
• Праздник "Параскевы Пятницы - покровительницы рукодельниц"
Досуговое общение:
• Посиделки рукодельниц
• Зимние забавы и развлечения на воздухе

Интеллектуальные развлечения, игры, конкурсы:
• "Эрудит – круиз"
• "Мисс  Рукодельница"

Работа с родителями:
• "Знакомство" – свободное общение с родителями за чашкой чая
• Творческая гостиная для родителей воспитанников объединения "Рукодельница"
• Индивидуальные встречи, беседы, консультации.
Работа с одаренными детьми

Программа предполагает индивидуальную работу с одаренными детьми, которая будет строиться в рамках основной группы с использованием дифференцированного подхода.

Дети будут изучать материал по основной программе, выполняя при этом практическую коллективную работу повышенной категории сложности.

Вышивка крестом: выполнение картин – отличие от обычных работ заключается в размерах, технике исполнения, материале и качестве ткани.

Вязание спицами – отличается сложной техникой исполнения.

 Библиография
1. Аксессуары домашнего интерьера. Агенство "Ниола-Пресс", 1994.
 
2. Альбом по рукоделию. М.: "Ниола-Пресс", 1995.
 
3. Бондарева Н.А.. Идеограмма народных ремесел. Традиции и обряды.
 
4. Бондарь Н. Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. Г. Москва «Просвещение" 1995г.
 
5. Бородулина В.А. Вышивка, кружево, художественное творчество.
(Практическое пособие для руководителей школьных кружков) г. Москва «Просвещение», 1987г.
 
6. Вайнольд-Лейпольд Е. Вышивка крестом. Цветы. М.: "Внеш-Сигма", 1997.
 
7. Вест А. Волшебные узоры из лоскутков. М.: "Ниола-Пресс", 1997.
 
8. Власова А., И. Карельская, Л. Еременко «Рукоделие в школе» Г.Санкт- Петербург. 1996г.
 
9. Власова А.А. Рукоделие в школе. С.-Пб.: ТОО "Диамант", ТОО "Фирма Люкси", 1996.
 
10. Ворошилова Т.Е. Учитесь шить красиво. М., Легпромбытиздат, 1993.
 
11. Вышивка крестом (перевод с немецкого). М.: "Ниола-Пресс", 1996.
 
12. Глинская Е. А. Азбука шитья. Т., Мехмат, 1994
 
13. Домашний уют своими руками. М.: "Внеш-Сигма", 1996.
 
14. Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. С.-Пб.: "Лейла Диамант", 1999.
 
15. Женское рукоделие. М.: "Цитадель", 2000.
 
16. Жилкина А. Рукоделие. М.: Просвещение, 1953.
 
17. Жукова О.Г. Лоскуток к лоскутку. М.: "Знание", 1999.
 
18. Иванова А. Вышитый пейзаж. «Культура и традиции» 2004 г.
 
19. Интерьер. Выбираем цветовой дизайн (перевод с английского). М.: Агенство "Нила-пресс", 1997.
20. Крицкая Т. Золотая коллекция вязания спицами. «Мой Мир». 2004 г.
21. Кучук Н.П. Домашняя энциклопедия. Краснодар: "Советская Кубань", 1998.
 
22. Левина М.С. Рукоделие. М., Айрис-Пресс, 2000.
 
23. Мещерякова С. Все о рукоделии: от советов до секретов. М.: "Кон-Лига Пресс", 2000.
 
24. Полный курс вязания. Техника, узоры, модели».
 
25. Полоскина А. Шитье, вязание, вышивка. Киев: "Орион", 1994.
 
26. Полная энциклопедия женских рукоделий (перевод с французского). Т.: издат. литературы и искусства им. Т. Гуляма, 1992.
 
27. Серия книг издательского дома "Три Эн", М., 1997:
 
28. Техника лоскутного шитья. М.: "Ниола-Пресс", 1997.
 
29. Штайнерг Г. Вязание крючком. Узоры, техники, модели»
 «Арт-Родник» 2005г.
 
30. Юдина Е.Н.. Шейте сами. С-Пб., Редакционно-издательский центр "Культинформ"-пресс", 1992.
 
 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ