Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка урока

"Мысль семейная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Кудимова Наталия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 495 Московского района Санкт-Петербурга

Цели:

- на материале романа Л. Н. Толстого “Война и мир” раскрыть тему “Мысль семейная”, используя элементы анализа средств создания образов

героев;

- через сопоставительную характеристику двух поколений выявить авторский взгляд на тему семьи;

- развивать исследовательские навыки учащихся: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы.

- формировать собственный семейный идеал учащихся.

- Изучение классики русской литературы не только благодаря самостоятельному чтению и  изучению произведений на уроках, но и

театральной деятельности учащихся на уроках

-  Развитие памяти,  актёрского мастерства, навыков связанной речи для выражения впечатления от просмотренных спектаклей

-  Обучение составлению рецензий на ожившие страницы классики

-   Развитие коммуникативной культуры, инициативности и активности учащихся

-  Формирование самооценки и самоконтроля

-   Развитие интеллектуального потенциала детей и подростков, способствование развития интереса к образованию и творчеству

 

Оборудование: на партах у детей роман Л. Н. Толстого “Война и мир”, тетради по литературе

Предварительная подготовка: учащиеся 10 класса заранее берут интервью у учителей. Вопрос: «Назовите 3 примера духовных ценностей,

благодаря соблюдению которых держится крепкая семья»

Самостоятельное чтение 1, 2 тома романа

Оформление доски: запись темы урока, список духовных ценностей, временно закрытый для просмотра (предоставлен учащимися 10 класса

по итогам интервью с учителями по данной проблеме),  2 стула, символизирующие сундук.

Ход урока

1. Продолжая тему «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», начатую на прошлом уроке, назовём те духовные ценности,

благодаря которым строится крепкая семья и передаются семейные традиции из поколения в поколение ( ученик записывает слова в

столбик на доске)

Давайте сравним ваш список с тем, который предоставили нам ребята после проведения интервью с учителями (открывается заранее

заготовленный список )

Совпадения. Радует то, что в ваших семьях передаются и хранятся эти ценности. Это не только заслуга, безусловно, семьи, но и классики,

которая показывает нам положительные и отрицательные примеры.

Отличия. Объясним их большим жизненным опытом учителей.

В каких художественных произведениях русских писателей 19 века вы увидели семейные отношения героев, в которых сохраняются эти

ценности, а в каких -пренебрегают ими, в результате чего вражда привела к печальным последствиям?

 

(учащиеся приводят в пример произведения, называя автора и давая небольшой комментарий по обозначенной теме)

2. Вернёмся к роману Толстого «Война и мир». В романе несколько дворянских семей: Ростовы, Болконский, Курагины. Толстой подвергает их

испытаниям светской жизнью, любовью,войной.

Выступление ученицы с сообщением о семье Ростовых.

Обобщение. В семье Ростовых принято не бояться выражать свои чувства. Отметим гостеприимность, воспитание своих и чужих детей,

обстановка всеобщей любви и доверия (примеры)

Выступление ученика с сообщением о семье Болконских.

Обобщение. В семье Болконских спартанская обстановка: не любят плакать, не любят гостей, всё подчинено разуму. Счастье дано Марье лишь

в конце романа – награда за страдания.

Семья Курагиных - полная противоположность Болконским и Ростовым: материальный интерес они ставят выше духовного. Они оторваны от

жизни, бездушны, корыстолюбивы

3. На прошлом уроке мы остановились на главе, в которой Ростовы принимали гостей на именины. Какими вы увидели хозяев дома, какова в

нём атмосфера? (ответы учащихся)

Соня, влюблённая в Николая, страдала от ревности, напрягала слух, желая не пропустить, о чём говорят Жюли и Николай. Актёры нашего

театра оживили для нас страницы романа

Сцена из тома 1, часть 1, глава 17

Сцена из тома 1, часть 2, глава 21

Деление класса на 4 группы. По жеребьёвке каждая группа получает по одному вопросу для обсуждения и представления:

А) анализ первого эпизода

Б) впечатления зрителей о первой сцене (удалось ли актёрам передать характер героев, что удивило, восхитило, озадачило..)

В) анализ второго эпизода

Г) впечатления зрителей о второй сцене.

Дополнительный бонус той группе, которая отгадает задумку режиссёра, соединившего обе сцены, находящиеся в разных частях

4. Обсуждение, заслушивание навигаторов от каждой группы

5. Подведение итога урока

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ