Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Место и роль выразительного чтения в системе
работы над художественным текстом

Виноградова Анна Александровна
     Выразительное чтение - это один из видов читательской интерпретации, в котором реализуется исполнительский характер литературного произведения и отражается результат анализа. Выразительное чтение как искусство звучащего слова более всего соответствует специфике литературы, поэтому может быть использовано в качестве основного средства освоения литературного произведения. Становясь самостоятельным методом, выразительное чтение пронизывает все этапы урока: от восприятия произведения до конечного результата, которым должна стать читательская интерпретация текста, отраженная средствами речевой выразительности в соответствии с поставленными чтецом исполнительскими задачами.
     На этапе восприятия выразительное чтение вызывает эмоциональный отклик на произведение, что является для учащихся основным мотивом к освоению художественного произведения, в том числе к его выразительному чтению. Живое слово вызывает образ, образ рождает чувство, переживание. На этом этапе используется образцовое чтение учителя (в основном), чтение произведения мастерами художественного слова (знаменитыми чтецами, актерами, самими авторами) или подготовленными учениками. Художественное слово должно вызвать у учеников такую же "киноленту" видений, которая возникла у самого чтеца во время чтения. Это процесс "вживания" в ситуацию произведения, активная работа воображения. Здесь актуализируется интерпретационная деятельность учеников, используется приём устного словесного рисования для воссоздания "ленты видения", что углубляет эмоциональные реакции и, в свою очередь, усиливает работу воображения.
Видения рождают сопереживание, эмоциональное отношение к тому, о чем рассказывается в тексте, понимание его смысла (подтекста), желание поделиться понятым и пережитым. Для реализации этого желания ученикам необходимо под руководством учителя сформулировать ряд исполнительских задач, что решается с помощью глубокой аналитической работы над произведением.
     Этап анализа призван помочь ученику осмыслить содержание прочитанного и выявить авторскую позицию, что решается в учебной деятельности посредством вопросов и заданий к тексту. Для данного этапа работы над произведением применимы такие приёмы как: создание образной характеристики героя, анализ лексики персонажа, анализ композиции, использование сквозных мотивов творчества, использование иллюстративных, музыкальных материалов, киноматериалов, связанных с произведением. Всё это помогает проникнуть в подтекст - понять авторский замысел, при этом прояснить свои мысли, определить свои чувства, свое отношение к прочитанному. В ходе работы над произведением составляется план чтения и определяется техника произнесения.
     Последовательно формулируя исполнительские задачи, ученики должны понимать, какие чувства они хотят вызвать у слушателей, какой смысл вложить в читаемое, а главное, с помощью каких средств они будут это делать. В соответствии с этими задачами и составляется партитура чтения текста, включающая в себя партитуру чувств. Составление партитуры чувств заключается в определении и фиксации возникших при чтении чувств и эмоций.
     В процессе анализа произведения на уроке хорошо сразу же всё найденное закреплять чтением отдельных отрывков разными учениками, сравнивать разные прочтения-интерпретации, обсуждать. насколько чтецу удалось выполнить поставленную исполнительскую задачу. Такая деятельность активизирует внимание других учащихся, обостряет интерес к произведению, учит анализировать, интерпретировать текст. Для сравнительного анализа можно также использовать различные чтецкие интерпретации мастеров художественного слова, сравнивать их с составленной учениками характеристикой героев. Очень действенным приёмом может стать прослушивание чтения произведения самим автором. Это вызовет дополнительный интерес учащихся, поможет понять авторскую позицию.
     На этапе получения готового творческого продукта - собственной чтецкой интерпретации учеников - в классной работе применимы следующие формы: чтение произведений, отрывков произведений учащимися, в том числе наизусть; проведение урока-конкурса чтецов, урока-концерта, создание видео или аудио альманаха выразительного чтения учащимися художественных произведений, чтение произведений лучшими чтецами в других классах ("творческие гастроли") и т.п.. Во внеурочной деятельности широко распространена подготовка к конкурсам различного, не только школьного, уровня, проведение литературных гостиных, различных тематических мероприятий, в том числе по истории выразительного чтения, о выдающихся мастерах художественного слова, экскурсий и другие формы работы.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ