Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Путь к преступлению Родиона Раскольникова
(композиционные особенности)
По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Богданова Ольга Николаевна,
учитель ГБОУ СОШ № 250

Санкт- Петербурга
Композиционных особенностей романа касались в своих работах почти все исследователи произведения. Например, Ю.Я Карякин пишет о том, что преступление начинается не с убийства, а кончается не признанием в полицейской конторе. И время здесь исчисляется не тринадцатью днями (это число часто встречается в романе), а двумя годами,  и уходит потом в какую- то тревожную бесконечность, в какое-то будущее, возможно-  гибельное, возможно- спасительное.
Путь Раскольникова к преступлению начинается со слова. Первым словом была статья. «Первая , юная, горячая проба пера,»- как говорит Порфирий Петрович.
Ю.Лебедев считает, что преступление Раскольникова начинается в тот момент, когда герой идет к старухе- процентщице с ясно осознанной целью - совершить пробу. Старушонка втягивает его в сети своих денежных комбинаций, спутывает логику «пробы». Гордый теоретик, забыв о цели визита, вступает в спор с Аленой Ивановной и только потом одергивает себя, «вспомнив (!), что он еще и за другим пришел».
Проба- это одно из цепочки происходящих событий, после которых Раскольников размышляет над своей идеей. Проба отталкивает героя от задуманного: «О боже! Как это отвратительно! И неужели я…»
И. Этов считает, что Достоевский точно передает общую атмосферу русского кабака, описывая трактир, в котором Мармеладов рассказывает Раскольникову историю своей жизни. Трагическая судьба Мармеладова и его семьи сыграла решающую роль в окончательном созревании преступного замысла Раскольникова, трагическая судьба сотен и тысяч Мармеладовых окончательно ежедневно питала «бунт» Раскольникова. Он уже давно вынашивал в голове свою ужасную идею и свой ужасный замысел, но все это до поры до времени оставалось мрачной фантазией. Раскольников уже встретился с Мармеладовым, уже сердце его пронзили вопли униженных и оскорбленных. Но вот пришло письмо от матери. Он остался наедине с ним, он прочел наивную и жестокую исповедь, и нож всеобщей беды пронзил его самого. «Почти все время, как читал Раскольников, с самого начала письма, лицо его было мокро от слез; но когда он кончил, оно было бледно,  искривлено судорогой, и тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам…»
Ю.Лебедев обращает внимание на то, что роковое письмо матери он читает «ухмыляясь и злобно торжествуя заранее(!) успех своего решения. Весь монолог героя по поводу этого письма выглядит слишком  взвинченным. «Так он мучил себя и поддразнивал этими вопросами даже с каким-то наслаждением». Мотивировки поведения Раскольникова постоянно раздваиваются. В нем живут и действуют два человека одновременно: одно раскольниковское  «я» контролируется сознанием,  а другое в то же время совершает безотчетные душевные движения и поступки. Не случайно друг Раскольникова Разумихин говорит, что у Родиона «два противоположных характера поочередно сменяются»Ю.Лебедев обращает внимание на то, что роковое письмо матери он читает «ухмыляясь и злобно торжествуя заранее(!) успех своего решения. Весь монолог героя по поводу этого письма выглядит слишком  взвинченным. «Так он мучил себя и поддразнивал этими вопросами даже с каким-то наслаждением». Мотивировки поведения Раскольникова постоянно раздваиваются. В нем живут и действуют два человека одновременно: одно раскольниковское  «я» контролируется сознанием,  а другое в то же время совершает безотчетные душевные движения и поступки. Не случайно друг Раскольникова Разумихин говорит, что у Родиона «два противоположных характера поочередно сменяются».
Ю.Лебедев обращает внимание на то, что роковое письмо матери он читает «ухмыляясь и злобно торжествуя заранее(!) успех своего решения. Весь монолог героя по поводу этого письма выглядит слишком  взвинченным. «Так он мучил себя и поддразнивал этими вопросами даже с каким-то наслаждением». Мотивировки поведения Раскольникова постоянно раздваиваются. В нем живут и действуют два человека одновременно: одно раскольниковское  «я» контролируется сознанием,  а другое в то же время совершает безотчетные душевные движения и поступки. Не случайно друг Раскольникова Разумихин говорит, что у Родиона «два противоположных характера поочередно сменяются»
В.Я. Кирпотин также считает, что письмо матери поставило Раскольникова на роковую черту. «То, что месяц тому назад и даже еще вчера было только «мечтой», теоретическим предположением, стало в дверях и требовало, под угрозой гибели самых близких людей, немедленного разрешения, немедленного действия».
Ю.Ф.Карякин считает, что в душе Раскольникова борются две цели, два закона. Раскольников- расколотый человек. В чем этот раскол? Между чем и чем идет борьба? Идет жестокая, непримиримая борьба правых и неправых целей, определяющих и свои средства. Два противоположных характера- две противоположные цели. Цель его переменилась: одна цель- одни средства. Начал с подвига ( спасает девочку) – кончает преступлением. Преступление вместо подвига.
Достоевский в «Преступлении и наказании» воссоздал причинную модель преступления. Ведь у него как раз случайные обстоятельства шаг за шагом и подталкивали Раскольникова к роковой черте.
Но тут герой видит мучительный сон из своего детства об избиении лошади сильными, большими мужиками в красных рубахах. «Боже, воскликнул он, - да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп…»
В. А . Бачинин пишет о том. Что когда уже многое продумано, взвешено и, наконец, после страшного сна об убийстве лошади, отвергнуто, Раскольников случайно слышит на Сенной площади, что завтра, в семь часов вечера старуха будет одна в своей квартире. Из этого следовало, что более удобный момент ему вряд ли еще подвернется. И вновь в нем возобновляется мучительная внутренняя борьба. «…случайная встреча на Сенной подошла как раз теперь к такому часу, к такой минуте в его жизни и к таким именно обстоятельствам, при которых только и могла она, эта встреча, произвести самое решительное и самое окончательное действие на всю судьбу его? Точно тут нарочно поджидала его» Это обстоятельство стало очередным толчком к убийству.
Завершающим событием , которое вело к преступлению, становится еще один разговор, подслушанный Раскольниковым. В. А. Бачинин пишет о том, что возникает ситуация противоборства между двумя системами противоположно ориентированных доводов. Может быть несколько выходов. В первом случае сила искушения оказывается неодолимой, и человек идет на совершение преступления. Во втором случае  побеждают стыд, совесть, благоразумие, страх наказания и планировавшееся нарушение закона остается нереализованным. И, наконец, третья ситуация, когда возникает неустойчивое равновесие доводов «за» и «против», и вся система напоминает  положение двух чаш весов с примерно одинаковым грузом на каждой из них. В этой обстановке зыбкого равновесия достаточно малейшей случайности подействовать на одну из чаш, чтобы она решительно перевесила другую.
Подслушанный случайно в трактире разговор между двумя незнакомыми молодыми людьми- студентом и офицером, стал для Раскольникова этой случайностью, которая перевесила чашу в пользу идеи героя. «…почему именно теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда в собственной голове его,   только что зародились…такие же точно мысли? (…)  Этот ничтожный трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела: как будто действительно было тут какое- то предопределение, указание…»
Таким образом, мы перечислили все возможные этапы пути Раскольникова к преступлению, и он окончательно утвердился в своем решении. Различных событий, совпадений и случайностей, работающих на идею главного героя, оказалось больше, чем тех,  которые отталкивают от убийства.



 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ