Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Марченко Елена Анатольевна,

учитель истории и обществознания,

МОУ УЧСОШ с. Рыткучи

 

    Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте и исторических знаниях, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.

     Активизация учебно-познавательного процесса  обеспечивает:

 -направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей учащихся самостоятельно "добывать" необходимые им знания и навыки.

Для развития познавательного интереса учащихся я используются различные виды традиционных и  нетрадиционных уроков: урок - презентация, урок – семинар, сюжетно – ролевая игра, инсценировки, пресс конференции, использую на уроках творческие задания, составление опорных схем, тесты.

      Результат: учащиеся получают  прочные, глубокие знания по предмету, у них формируются стойкие познавательные интересы, развивается умение самостоятельно решать возникающие проблемы и объяснять происходящие исторические процессы,  полученные  знания применяются  на практике (при подготовке к урокам-семинарам).

 

1.Межпредметные связи.

Большую роль в обучении истории играют межпредметные связи.

 

Цели:

 - обеспечить взаимосвязь предметов общественно-гуманитарного и естественно –   научного циклов и их связь  с   трудовым обучением школьников;

 - использовать   межпредметные   связи для  осуществления  целенаправленного  решения    комплекса    учебно – воспитательных задач.

 

С помощью  межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Межпредметные связи выступают непременным дидактическим условием развития у учащихся интереса к знаниям как истории, так и основ наук в целом.

Использование  на     уроке     различных   дополнительных   сведений о географических открытиях, исторических  событиях и т.д. в   значительной степени   повышает   познавательный   интерес   к    предмету.

Организация учебно-воспитательного процесса на основе межпредметных связей проводится как на отдельных уроках (чаще обобщающих, где темы, подчинены решению межпредметной проблемы), так нескольких тем различных курсов, или устанавливается взаимосвязь между предметами.

Опираясь на связи с другими предметами, при изучении истории и обществознания, раскрываются отношения «природа – человек», «природа – общество – труд».

                                              Результативность:

 Используя знания учащихся по географии, МХК и  другим   предметам   раскрываются   многие   исторические   понятия и процессы, что ведет к хорошему усвоению учебного

материала учениками, а соответственно повышению качества знаний.

               2.Использование информационных технологий

 

Внедрение современных информационных технологий позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность школьников, предоставляет доступ к качественной информации, тем самым, уменьшая объем  фронтальных форм организации деятельности школьников, а также доминирования речи учителя.

Использование информационных технологий в процесс обучения сельских школьников позволяет решать следующие задачи:

   обеспечить доступ к большому объему информации,

    использовать образно - наглядную форму представления изучаемого материала,

  осуществить поддержку активных форм обучения,

  моделировать процессы и явления и т.д.

Цели:

- совершенствование учебно-воспитательного процесса за счет применения информационно - коммуникационных технологий;

- формирование навыков работы с информационно-образовательными ресурсами.

 

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учащимся в творческой деятельности различные источники информации.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учащимися определенной суммы знаний, но и формирование у них навыков самостоятельной работы.

Практика  показывает, что  учащиеся, активно использующие навыки самостоятельной работы, овладевают более высоким уровнем умений и навыков при ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают.

Презентация позволяет иллюстрировать изучаемый учебный материал. Например, при изучении тем по всемирной истории, истории Отечества, обществознания, я использую электронные учебный материал (видеофрагменты  по темам изучаемого курса, тесты, проблемные задания)

В изучении курса истории используются следующие  формы работы: доклады, рефераты, разработка творческих проектов. Использование Интернета позволяет учащимся расширить объем получаемой информации для самостоятельной работы и ее использования в изучении курса истории.

При работе над презентацией школьники должны провести  предварительно научно-исследовательскую работу, использовать большое количество различных источников информации, что позволяет избежать шаблонов в разработке творческого проекта. 

Методика разработки творческого проекта заключается в следующем: после изучения темы учащиеся готовят соответствующие презентации. Данная  работа может занять длительное время, что позволяет школьникам успешно осуществить решение поисковых, исследовательских задач.

Данный вид учебной деятельности способствует развитию логического мышления, творческих умений, навыков.

В процессе демонстрации презентации учащиеся приобретают опыт публичных выступлений. Элемент соревнования повышает самооценку ученика, что  позволяет развить и сформировать его личностные качества в современном информационном обществе.

                  Результативность.

Использование ИКТ при изучении курса истории и обществознания  приводит к ряду  выводов:

1.Повышается познавательный  интерес, активизируются творческие способности учащихся при  изучении курса.

2. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

3. Установление межпредметных связей.

 4. Развиваются умения и навыки информационно-поисковой деятельности (уметь собирать, необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы , для выявления и решения новых проблем).

 

                          3. Творческие задания

 

Цели:

- повысить интерес учащихся к предмету;

- дать возможность проявиться творческим способностям учащихся;

- развивать речь учащихся, умение отстаивать собственное мнение.

 

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

1)      в составлении кроссворда по теме, использовании его для контроля знаний других учащихся;

2)      в сочинении сказки или  стихотворения, о каком – либо историческом объекте;

3)      в рисунке

      4) в составлении опорных схем и конспектов;

5) в исторических сочинениях по заданной теме.

В начале каждого последующего урока идет обсуждение и оценка творческого задания, как автором работы, так и товарищами в классе.

 

4. Исследовательская деятельность учащихся

 

Цели:

- приобретение учащимися первоначальных знаний и навыков исследовательской деятельности;

- развитие у учащихся умения устанавливать истину, оценивать свою деятельность и возможные последствия;

- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков, умения увидеть проблему и наметить пути ее решения);

- создание информационно-обучающей среды, обеспечивающей мотивацию учащихся к самостоятельным исследованиям.

В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета, материалы СМИ и др. Эти источники отличаются по характеру содержащейся информации, по степени дидактической обработанности, поэтому при работе с ними требуется помощь учителя. Учащиеся по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы(можно и на электронных носителях) и готовятся к презентации своего проекта.

                          Результативность:

       Повышается интерес к изучаемому предмету, облегчается усвоение учебного материала, включается  в работу на уроке каждый ученик, возможен контроль каждого задания. Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают со схемами или таблицами, динамическими пособиями. Дети «гуманитарии» выбирают творческую работу. Чаще всего сочинения (эссе) – завершающий этап работы над той или иной темой, поэтому ученики выполняют это задание дома.

                                5. Использование игр на уроках истории.

       Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Для того, чтобы заинтересовать ребенка необязательно организовывать целое театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование не сложно. Необходимыми условиями являются знание особенностей детей, настрой педагога, четко поставленные цели и умение учителя контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться».

       Использование игровых методик на уроках истории дало следующие результаты:

- игра «Отсроченная отгадка» - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует -внимание;

-игра «Да - нетка» - дети с большим успехом стали выстраивать вопросы;

 

-игра «Компетентность» - успешно применяется в старших классах для развития навыков формулирования собственной точки зрения и ее доказательства;

 

-игра «Лови ошибку» - позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию.

 

- игра «Угадай слово» -позволяет повторить терминологию.

         

      В заключение хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни какое – либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности.

      С моей точки зрения, применение новых методик надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формами обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение  должно быть ориентировано на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ