Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Роль музейной педагогики в формировании исторического самосознания школьников

 

Семенова Елена Сергеевна,

кандидат педагогических наук,

учитель истории и мировой художественной культуры

ГБОУ школы № 38 Приморского района Санкт-Петербурга

 

Многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» разработана в Центре музейной педагогики и детского творчества Русского музея с целью продуктивного взаимодействия художественных музеев России с системой образования, воплотила многолетний опыт деятельности Русского музея в области эстетического воспитания и художественного образования. Автор концепции и научный руководитель программы Борис Андреевич Столяров, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой художественного образования и музейной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Руководителем опытно-экспериментальной работы, проводимой в Приморском районе Санкт-Петербурга по внедрению программы является ведущий научный сотрудник Русского музея, кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественного образования и музейной педагогики РГПУ им. Герцена Алексей Григорьевич Бойко.

 

Воспитание школьников средствами искусства осуществляется музеем и школой как самостоятельно друг от друга, так и совместно. Сочетание принципов самостоятельности, педагогического суверенитета, взаимодействия музея и школы является условием эффективности универсализации личности человека современного информационного общества. В то же время одновременно с накоплением информации и развитием умений работать с информационным потоками, важнейшим педагогическим принципом является нравственное развитие и воспитание личности взрослеющего человека.

Музеем разработаны уникальные образовательные программы и элективы для школы, экскурсии, электронные учебные пособия. Систематически проводятся тематические Интернет Олимпиады и Гуманитарные чтения для старшеклассников.

В своей статье я хочу поделиться опытом творческого сотрудничества с Центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея и размышлениями о роли музейной педагогики в формировании исторического самосознания школьников.

Следует уточнить терминологию нашего исследования.

1. Что такое «Историческое самосознание»?

Традиционно историческое самосознание определяется как индивидуальная форма проявления исторического сознания, заключающаяся в самоощущении человеком причастности к истории своего народа. Развитое историческое самосознание оказывает положительное влияние на формирование социально активной личности (Толковый словарь обществоведческих терминов. Ню Е. Яценко. 1999).

Историческое знание предполагает наличие исторической памяти, свойство индивида удерживать исторические факты в своей памяти, а значит осознание их важности изначимости для своей индивидуальной социобиографии.

 

  1. Избирательность исторической памяти. Нравственный аспект.

 

Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром» подметил уникальную особенность человеческой памяти, она — избирательна. Она фильтрует позитивные факты, делая их основанием становления человеческой личности, ее способности к выживанию, адаптации к социуму.

Юношеству нужны положительные герои для воспитания в себе чувства собственного достоинства, самодостаточности как человека, как народа. Самоунижение народа , его истории , то что смакуется в средствах массовой информации ведет к нравственной деградации целого поколения живущего в таком информационном социуме.

Читаем простые и мудрые размышления Д.С. Лихачева в книге «Письма о Добром» о свойствах человеческой Памяти.

« Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия:

материального, духовного, человеческого...

«Генетическая память» - память, заложенная в веках, память переходящая от одного поколения живых существ к следующим.

При этом эта память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается именно то, что нужно. Путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты...

Память противостоит уничтожающей силе времени.

Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.

Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское выражение) , поэтична. Она воспитывает эстетически.

Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но эта память по преимуществу. Культура человечества — эта активная память человечества, активно введённая в современность.» (Лихачев Д.С. Письма о добром. С.205 — 209).

Итак, память человечества избирательна, та созидающая основа, которая питает корни Жизни.

 

3. Курс школьной истории должен воспитывать чувство исторической сопричастности к судьбам своего Отечества.

Предмет школьный истории, обращенный к детям, прежде всего воспитывающий чувство исторической сопричастности к судьбам своего народа, должен давать положительные исторические примеры служения своему народу. То, что было заложено в эстетике классицизма. Идеалы , облагороженные художественным восприятием, должны быть просты и понятны детям. Память по преимуществу должна укреплять ростки самосознания личности , сопричастности нравственному наследию своего народа.

Влияние искусства на восприятие в детском и юношеском возрасте нельзя переоценить.

«Подлинное искусство является источником доброго. Оно в своей основе своей нравственно именно потому, что вызывает в зрителе, читателе, во всяком кто его воспринимает. - сопереживание и сочувствие к людям, ко всему человечеству.

Лев Толстой говорил об объединяющем начале искусства и придавал этому качеству первостепенное значение.

Благодаря своей образной форме искусство наилучшим образом приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Оно делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими...

Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно ведет от человека и ведет к человеку — самому доброму, к самому лучшему в нем. Оно служит единению человеческих душ.» Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека.

 

  1. Необходимо учиться понимать искусство, овладевать языком художественного познания мира

 

Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться — учиться всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть.

Как же научиться понимать искусство? Как совершенствовать в себе это понимании?

Какими качествами нужно для этого обладать?

Качество, какое представляется наиболее важным в настоящим понимании искусства — это искренность, честность, открытость к восприятию искусства.

Пониманию искусства следует учиться прежде у самого себя — у своей искренности.

( Лихачев Д.С. Письма о добром. Понимать искусство. С. 131 - 134 ).

 

Роль искусства в развитии личности — это путь восхождения к самому себе, к своим способностям , умению видеть окружающий мир, размышлять, творчески переосмысливать величайшие нравственные ценности и смыслы, которые заложены в подтексте каждого великого произведения.

Человек живет в социуме. Его историческое пространство — это историческая судьба его поколения, идеалы и идеи его времени, социальные катаклизмы и духовные нравственные взлеты. Память прошлого, существующая в произведениях искусства генетически передает нравственные смыслы ушедших эпох, вечную потребность человека в выражении себя через произведение искусства. Духовную потребность поколений оставить свой след в искусстве.

 

5. Экология духовного пространства человека - нравственная среда, созданная культурой его предков и им самим.
Впервые различать традиционную «биологическую» экологию и экологию культуры предложил Д.С. Лихаче, делая при этом акцент на роли памяти, духовной преемственности, всего того, что связано с прошлым. Позволим себе привести хотя и длинную, но исчерпывающую цитату: «...экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для сохранения жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека... Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране... Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной». 
Мысли Д.С. Лихачества, предложившего и соответствующее понятие «гомосфера», т.е. человеческая сфера, весьма созвучны учению В. И. Вернадского, разграничивавшего биосферу и ноосферу как два различных, но взаимосвязанных понятия и говорившего о тесном взаимодействии живой и неживой природы, хозяйственной и духовной деятельности человека. Так, практически совпали взгляды на единство мира у двух крупнейших русских ученых: естествоиспытателя и гуманитария, подошедших к общей проблеме человека и его выживания как бы с двух разных концов.

Таким образом, обобщая выше изложенное можно сделать следующие выводы:

  1. Историческое самосознание есть генетическая потребность развивающейся личности в осознании своей сопричастности к истории своего народа, своего поколения.

  2. Произведения искусства сохраняют генетическую память своего поколения, нравственный смысл его бытия в историческом пространстве, его уникальную историческую миссию, переданную в художественных образах.

  3. Память избирательна, она фиксирует позитивные факты, дает основание для духовного и нравственного развития личности.

  4. Историческая память укрепляет ростки ростки самосознания личности, ее сопричастности к нравственному, духовному, художественному наследию своего народа.

  5. Историческое самосознание является частью экология культуры. Так как экология культуры предполагает воспитание на лучших культурных традициях своего народа, побуждение к осознанию себя в пространстве культуры. И не только наследия прошлого, но и осознания исторической духовной миссии своего поколения.

  6. Экология души — это пространство исторической памяти.


 

6. Какова же роль музейной педагогики в формировании исторического самосознания?

Сразу оговариваем, что под музейной педагогикой мы понимаем педагогический процесс, происходящий в пространстве музея и школы. И главными его действующими лицами будут Пространство Музея, Дети, Экскурсовод — музейный педагог, Учитель, образовательный процесс в школе. У каждого своя Роль.

Пространство музея- это пространство еще не открытых и не познанных знаний.

Дети, их способность к восприятию нового, открытость к постижению красоты, высоких нравственных поступков , не зашоренность сознания — та творческая сила, которая впитывает, оценивает, усваивает новые знания, создает и новые творения и новые произведения искусства того времени, где они современники.

  1. Педагогические роли музейного педагога , учителя школы , ученика как субъекта творческой познавательной деятельности и их интеграция в учебном процессе.

Музейный педагог - специально подготовленный специалист, владеющий искусствоведческими знаниями, возрастной психологией, музейно-педагогическими технологиями, методикой работы с детской экскурсионной группой.

Учитель - специалист с высшими образованием, владеющий своим предметом, способностью интегрировать знания, владеющий современными педагогическими технологиями, владеющий методикой работы группового и индивидуального обучения. Он способен фассилировать (консультировать на индивидуальном уровне) образовательную деятельность учащихся в школьном пространстве. А это и урок, и работа в школьной библиотеке, и организация консультаций коллег-предметников, компетентный анализ Интернет-ресурсов, педагогическое сопровождение образовательной деятельности учащихся . Учитель умеет разработать вместе с учеником индивидуальный маршрут самообразовательной деятельности, фассилирует исследовательский проект ученика.

Компетентностный подход не противостоит деятельностному, а предполагает универсальные психолого-педагогические знания развития Личности человека на разных этапах его жизни. Компетентностный подход дает педагогическое сопровождение в поиске своего места в жизни, своих жизненных смыслов.


 


 

Ученик как субъект познавательный деятельности - работает над исследовательским проектом. Сам при консультации учителя разрабатывает «Маршрут индивидуального образовательного процесса». Ставит цели, задачи, выбирает методы исследования. Готовится к публичной защите перед одноклассниками на семинаре, на школьной конференции своего исследовательского проекта.

Особенности образовательных запросов старшеклассников.

Подростковый возраст становится переходным в процессе взросления. Ломаются сложившиеся формы взаимоотношений с людьми, актуализируется сознание своей индивидуальности, значимости своего статуса в возрастной группе. В процессе обучения в школе интеллектуально одаренные дети стремятся к самореализации, признании своей индивидуальности прежде всего в группе сверстников.

Среди особенностей формирования личности в подростковом возрасте особо выделяется потребность в формировании нравственного самосознания, поиска положительного позитивного опыта взаимодействия личности в социуме. Событийная история человечества становится интересна теми личностями , которые ее создавали. И особенно теми людьми, которые оставили после себя глубинный нравственный след своего бытия , реализовали свой смысл жизни, свое призвание. Нередко, именно такой личностью, достойной подражания, становится деятель культуры, созидающий, а не разрушающий человеческое пространство бытия.

Неоценимый помощь школьному образовательному процессу оказывает работа учащихся в музейном пространстве, педагогически продуманная программа «Здравствуй, музей!»

Концентрация в музейном пространстве шедевров разных исторических эпох показывает как бесконечен мир художественного познания мира . Развивающая сила искусства формирует потребность в сам образовании. Возникает потребность в монографическом изучении творчества художника, в чтении книг, работе с Интернет-ресурсами. Погружение в историческую эпоху делает востребованным страницы школьных учебников истории, исторических энциклопедий и справочников, составлении библиографии по теме, проблеме. Возникает потребность в консультации с учителем на новом, самостоятельном исследовательском уровне.

У старшеклассников возникает потребность сказать свое слово, связанное с осознанием роли творческой личности в историческом пространстве данной эпохи.

Мир интерпретации художественных образов бесконечен и определен творческим потенциалом личности, готовой воспринимать произведения искусства.


 

8. Результаты анкетирования учащихся по теме «Роль музейной педагогики в формировании исторического самосознания»


 

Среди старшеклассников был проведен опрос «Роль музейной педагогики в формировании исторического самосознания школьников». Было опрошено 25 старшеклассников, выпускников 11 класса. Следует дать краткую характеристику класса.

Класс социально-экономического профиля. Учащиеся этого класса активно участвуют в Интернет-Олимпиадах Русского музея, изучают на элективные мировую художественную культуру, были на экскурсиях Центра музейной педагогики по темам «Героические образы русского искусства» ( музейный педагог Лысюк Валентина Георгиевна), « Герои и злодеи русской истории» экскурсовод Лысюк Валентина Георгиевна и Бойко Алексей Григорьевич,

«Бытовой жанр в русском искусстве» ( экскурсовод Екатерина Владимировна Петрова),

«Скульптура в экспозиции Русского музея» (экскурсовод Екатерина Владимировна Петрова).

были организаторами и участниками школьной конференции «Героические образы русского искусства» ( январь 2010). Профессиональное самоопределение связывают с предметами экономического , юридического, социального профиля. Старшеклассники любят посещать музеи, социально активны в школе, творчески относятся к предметам гуманитарного

Мы получили следующую информацию.

90% старшеклассников отметили , что посещение музеев расширяет кругозор.

80% после посещения музеев для уроков мировой художественной культуры работают в сети Интернет, читают дополнительную литературу, но при условии , что продукт их творческой деятельности будет востребован на уроке и оценен и одноклассниками и учителем.

В связи с эти 95% считают что увиденное интересно обсуждать на уроках, систематизировать свои знания полученные в ходе экскурсии на школьных уроках, интересно готовиться к интернет-олимпиадам Русского музея, гуманитарным чтениям.

Интересные данные получились в связи с вопросом связанным с личностным пониманием термина «историческое самосознание». Только 40% считают что историческое самосознание напрямую связано с хорошим знанием истории.

Наследниками истории нашего народа себя осознают 100 % учащихся.

Сопричастными к истории нашего народа себя считают — 90 %. То есть большинство свое личное участие в истории нашего народа как определенного поколения , свой будущий вклад в фундамент исторического пространства старшеклассники понимают и осознают.

На вопрос «Осознаете вы себя человеком, влияющим на ход истории» - 40% ответили утвердительно. 60% на осознают еще свою сопричастность и будущий вклад своего поколения в историю своего Отечества. В силу своего возраста дети позиционируют себя скорее как наблюдатели, чем участники исторического процесса.

С положительной мотивацией выпускники отозвались на необходимость музей но-педагогических уроков.

95% отметили необходимость экскурсий для учащихся, и для расширения кругозора, и для новых творческих открытий и исследований, для неформального усвоения истории.

При этом учащиеся просят проводить музейные уроки в учебное время, в школьном расписании иметь особый методический день, выделенный для посещения музеев, образовательных экскурсий, и относится к этому дню как к полноценному образовательному процессу, используя все педагогические ресурсы, позволяющие познавательный отдых сделать творческим постижением мира за границами школьных учебников, формировать культуру.

Интересно мнение «Историческая картина — это не иллюстрация к историческому событию. Она передает большее. Осознание этого события современниками, его нравственную оценку, отношение людей к этому событию, его интерпретацию ( Наташа Демина)»

Самой известной картиной на исторический сюжет Русского музея учащиеся называют «Последний день Помпеи» Карла Брюллова и картину Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Мы это связываем и с эмоциональным впечатлением ребят и с той последовательной работой, которая проводилась на уроках в школе при подготовке ученических проектов для школьной конференции «Героические образы русского искусства». На уроках ребята проработали сюжет картины, историю ее создания, личное отношение Василия Сурикова и к образу Суворова и к образу солдат, оказавшихся в ловушке Альп из-за предательства союзных войск.

45% вспомнили историческое полотно профессора Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда». Знакомое по экспозиции Русского музея, но не проработанное на школьных уроках.

Знания и художественные впечатления, которые получают дети на экскурсиях

должны быть востребованы на школьных уроках, стать позитивной основой для дальнейшей самообразовательной деятельности.

50% учащихся отметили , что после посещения музея они хотят заниматься самообразованием, самостоятельно расширять свой кругозор. Культурно-просветительскую деятельность музея отметили 70% учащихся, которые считают, что чем чаще ходить в музеи, тем шире кругозор, интереснее окружающий мир.

40% отметили высокий нравственный смысл подлинного искусства, что по настоящему талантливые люди всегда жили интересами своего народа, создавали и приумножали духовную культуру народа. Художники служили своим искусством просвещению своего народа и его интересам.

45% отметили, что формируются нравственные качества, связанные с осознание долга служения интересам культуры своего народа и Отечества. Ценность искусства, в культурно-просветительском аспекте, его высокий духовно-нравственный потенциал отмечают и стараются понять 45 %.

И только 35% гордятся сопричастностью к истории и культуре своего народа. Вероятно, реалии жизни, существующие социальные проблемы, существующий невысокий общий культурный фон социального бытия, пропасть между высокими духовными идеалами классического искусства и реальной повседневной жизнью дали такую низкую оценку.

9. Необходимость интеграции исторических знаний и искусствоведческих — путь к формированию исторического самосознания народа.

Зачем нужно изучении истории как науки?

История изучает закономерности развития и изменения человеческого общества во времени. Основными понятиями исторической науки являются исторический факт и исторический источник. И каждое поколение вносит свою лепту в историческое пространство.

В то же время накопление и систематизация исторических фактов создают схематичное представление о ходе исторического процесса. Это очевидно при анализе результатов ЕГЭ.

Знания быстро стираются в памяти после сдачи экзамена. Об этом говорят выпускники школы.

Изучение произведения искусства раскрывает человеческий смысл бытия людей, их нравственные поиски, эмоциональное отношение к тем или иным фактам бытия, личностям.

Возникает потребность в постоянном обновлении своих исторических знаний, осознание , что интерпретация исторического факта в художественном произведении является особенностью личности художника, его правом на художественный образ.

Музейная педагогика, образовательное пространство музея и школы, музейного педагога и учителя школы , интеграция педагогического взаимодействия создают новое условие обучение — гуманизацию образования связанную с востребованностью личностных талантов, одаренность ученика, его потребности в саморазвитии и саморазвитии.

Практическое значение исторических знаний всегда оценивалось высокою . Иначе человечество в своем историческом развитии стояло на месте История и культура — это коллективная память народа. Исторический факт и его оценка в произведении искусства формируют образ эпохи, образ человека мыслящего, думающего, отзывающегося на вызовы своего времени, сохраняющего и передающего духовное наследие от поколения к поколению.

У учащихся появляются образовательные ресурсы к формированию основ критического мышления, пониманию функции художественного образа в историческом процессе, соотношении реального факта и его художественной интерпретации.


 

Критически относившийся к истории своего Отечества русский мыслитель Х1Х века Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) не приемлющий в русской истории деспотизм самодержавия, угодничество власти держащих православие, унижающей человеческое достоинство крепостное право

«... мы пришли послед других для того, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия... Обратимся еще раз к истории: она — ключ к пониманию истории народа».

Интегративные знания истории и искусства - ключ к пониманию человека в историческом пространства мыслящего, думающего, стремящегося к нравственным идеалам, духовным ценностям, поискам вечного смысла человеческого бытия.


 


 


 

10. Основные выводы по теме «Роль музейной педагогики в формировании исторического самосознания»

  1. Целенаправленные педагогические усилия учителя школы, музейного педагога , личности ученика позволяют формировать универсальные знания, компетентность в различных областях деятельности.

  2. Развитие личности связано с интеграцией, самообразованием, творческим сотрудничество разных образовательных учреждений, школы и музея, музейной педагогики и исследовательской деятельности на уроках в школе, научными знаниями , основанными на объективном материале, и художественном восприятии своего времени и различных исторических эпох.

  3. Универсализация педагогических компетенций и ориентация на творческую свободу ученика в исследовательском проекте — путь формирования современной личности взрослеющего человека.

Литература

Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея. Авторы-составители Б.А. Столяров, А.Г. Бойко . - С П б., 2001.


 

Лихачев Д.С. Письма о добром.- Спб. : Издательство «Логос», 2006


Музейная педагогика в школе. СПБ., 2005. Столяров Б.А. Художественный музей в пространстве культуры и образования. - Спб., 2007


 


 


 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ