Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка урока по химии в 10 классе

Обобщение знаний по теме «Классы углеводородов»

Ефимова Галина Михайловна
Данный урок является заключительным в теме «Углеводороды». В ходе него обобщаются знания о составе, строение и свойствах соединений, относящихся к углеводородам. Учащиеся, работая в группах, выполняют предложенные им задания, решают задачи. В конце урока подводятся итоги, учащиеся обмениваются мнениями о том, что удалось, а что вызвало определенные трудности. Данный урок разработан для классов с одним часом химии в неделю.
Основными целями урока являются
-обобщение знаний о классах углеводородов
-контроль знаний.
Учащиеся должны уметь: определять принадлежность углеводородов к определенному классу углеводородов, предсказывать, исходя из строения, их свойства, различать и записывать уравнения реакций замещения и присоединения в молекулярном и структурном виде, различать изомеры и гомологи, осуществлять превращения, решать расчетные задачи.
Задачи урока:
-закрепить полученные ранее знания, создать условия для формирования навыка групповой работы, умения слушать собеседника, вступать в диалог, научиться грамотно и четко формулировать устный ответ, анализировать ошибки о объективно оценивать свою работу и работу других учащихся.
Оборудование: карточки с заданиями, таблицы по классам углеводородов, наборы для сборки шаростержневых моделей (или пластилин и спички), ноутбук, видео фрагменты с опытами.
Ход урока.
Учитель называет тему урока, обозначает цели и задачи урока, знакомит учащихся с ходом урока и критериями оценивания. Заранее готовит названия пяти станций : «Алканы, Алкены, Алкины, Диеновые и Арены».
Для работы на уроке необходимо создать группы. Для этого каждый ученик получает задачу. Задачи подбираются по классам: алканы, алкены, алкины, диеновые и арены. Я подбираю задачи разного уровня сложности. Решив задачу, учащийся узнает в какой группе ему предстоит работать далее. Примеры задач в приложении 1.
Далее формируются группы учащихся, и дальнейшая работа проходит в группах. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся правила работы.
Учащиеся уже распределились по группам. Здесь сразу становится понятно, кто справился с решением задачи. Ученик занимает место в соответствие с названием класса углеводорода. Учащиеся начинают совместную работу с характеристики класса углеводорода, далее перемещаются по часовой стрелке и выполняют пять заданий
 
Составить характеристику класса соединений, используя предлагаемые подсказки. Изготовить шаростержневую модель первого представителя класса.
Для выполнения задания, учащиеся получают подсказки (приложение 2). С их помощью можно составить характеристику класса. Учащимся необходимо распределить задания внутри группы так, чтобы каждый принял участие в работе. Учитель координирует работу учащихся. В конце работы у каждой группы получается характеристика класса, которую один из учащихся рассказывает классу и демонстрирует модель соединения. Таким образом организуется повторение основных характеристик классов соединений, что помогает в дальнейшем в выполнении заданий.
Время нахождения на каждой станции удобно отмерять с помощью таймера. Звуковой сигнал оповещает об окончание работы и необходимости перемещения на следующую станцию. Таким образом учащиеся выполняют пять заданий, по одному на станции. На каждой из них проверяется конкретный элемент: изомерия, химические свойства, применение, умение описывать химический эксперимент, получение. На каждой станции задание решается на примере конкретного класса. Это позволяет повторить все основные вопросы курса органической химии.
Задание 1.Получение и нахождение в природе.
Привести пример реакции, лежащей в основе получения органического соединения данного класса. Охарактеризовать природные источники углеводородов.
Задание 2. Номенклатура органических соединений.
Назвать вещество по систематической номенклатуре, составить один гомолог и один изомер и дать им названия.
Учащимся на выбор предлагается одно соединение из данного класса. Для этого заранее необходимо подготовить по шесть примеров веществ для каждого класса и написать их на карточках.
Задание 3. Химические свойства.
Для данного класса определить тип характерных реакций. Привести одну в качестве примера.
Осуществить ряд превращений.
Задание 4. Применение соединений.
Составьте схему, таблицу, нарисовать небольшой плакат, на котором отображены области применения соединений данного класса. Требования к работе: научность, наглядность, информативность.
Задание 5. Химический эксперимент.
Просмотреть демонстрационной опыт. Описать изменения, происходящие с веществами. Записать уравнение реакции.
В конце урока необходимо подвести итоги. У каждого учащего будет лист с решениями, который проверяется учителем.
Приложение 1.
Задачи
1.Относительная плотность паров углеводорода по водороду равна 36. Массовые доли углерода и водорода в нем соответственно равны 83,33 и 16,67 процентов. Выведите молекулярную формулу этого углеводорода. (Алканы)
2. Относительная плотность паров углеводорода по водороду равна 49. Массовые доли углерода и водорода в нем соответственно равны 85,71 и 14,29 процентов. Выведите молекулярную формулу этого углеводорода. (Алкены)
3. Относительная плотность углеводорода по кислороду равна 1,25. Массовая доля углерода в нем равна 90 процентов. Выведите молекулярную формулу соединения. (Алкадиены)
4.Относительная плотность паров углеводорода по кислороду равна 3. Массовая доля водорода в нем равна 12.5 процентов. Выведите молекулярную формулу. (Алкины).
5. Относительная плотность паров углеводорода по углекислому газу равна 2,41. Массовые доля водорода в нем равна 9,43 процента. Выведите молекулярную формулу этого углеводорода. (Арены)
Приложение 2. Примерный перечень характеристик.
  1. Характерна sр2-гибридизация атомных орбиталей углерода
  2. Общая формула СnН2n.
  3. Характерны реакции замещения
  4. В молекулах имеется двойная связь
  5. В молекулах чередуются двойные и одинарные связи.
  6. Первый представитель класса метан
  7. Первый представитель класса бензол
  8. Молекула имеет плоское строение
  9. Характерна sp-гибридизация атомных орбиталей углерода.
  10. Общая формула СnН2n+2.
  11. Характерны реакции присоединения.
  12. В названиях имеют окончание -ан.
  13. Характерны реакции полимеризации.
  14. В молекулах имеется тройная связь.
  15. Горят с образованием углекислого газа.
  16. Характерна sр3-гибридизация атомных орбиталей углерода.
  17. Общая формула СnН2n-2.
  18. В молекулах содержится бензольное кольцо.
  19. В названиях имеют окончание -ен.
  20. В молекулах только s-связи.
  21. Изомерия обусловлена положением кратной связи.
  22. Характерна изомерия углеродного скелета.
  23. В названиях имеет окончание –диен.
  24. В молекулах есть пи- связь
  25. В молекулах связи полуторные.
  26. Молекула первого представителя имеет форму тетраэдра.
  27. Молекула имеет линейное строение.
 
Примерное распределение зданий для станций.

 
  Название станции Задания для выполнения
  Характеристика класса Общее задание на старте
  1.  
 Алканы Получение углеводорода
       2  Алкены Изомерия и номенклатура
       3  Алкины Химические свойства
       4  Арены Химический эксперимент
       5  Алкадиены Применение

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта