Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Городской очный семинар и вебинар «Методика составления рабочих программ по учебным предметам».

Дата и время проведения: 20.05.2013 в 16:00.  
Категория слушателей: учителя-предметники и заместители директоров школ.
Ведущая: Жебровская Ольга Олеговна доцент кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития СПбГУ, к.п.н.
По новой редакции «Закона об образовании в РФ» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденной рабочей образовательной программой (ст. 48). В Комитете по образованию Администрации Санкт-Петербурга создан Отдел государственного контроля качества образования. 
 
Благодарности, отзывы и предложения по семинару и вебинару просим размещать не на этой странице, а в книге отзывов. Спасибо!

Комментарии  

+1 #16 Волгина Гаянэ Аваковна 31.05.2014 20:47
Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация. В пункте 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ « Об образовании» (1996) сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин». Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ устанавливаются локальным актом образовательного учреждения.
Следовательно, каждый учитель образовательного учреждения, опираясь на государственный образовательный стандарт и базисный учебный план школы, а также на примерные (типовые) учебные программы, составляет свою рабочую программу, которая является локальным и индивидуальным документом педагога. Локальность рабочей программы заключается в том, что она создаётся для определённого (конкретного) образовательного учреждения, а индивидуальность – в том, что она разрабатывается педагогом для своей деятельности.
Цитировать
0 #15 Жукова Елена 14.03.2014 21:19
Жукова Елена Васильевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №583 Приморского р-на
Современные образовательные технологии в условиях внедрения ФГОС
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем.
Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.
Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:
- усвоением максимального объема знаний;
- максимальной творческой активностью;
- широким спектром практических навыков и умений. Особенность информационно-коммуникационных технологий – их универсальность, они являются инструментом, который может применяться во всех областях знаний: гуманитарной, естественнонаучной, социально-экономической. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние. Мультимедийная информационная среда, которой становится современная школа, обеспечивает эффективность в подаче и усвоении учебного материала, помогает представить информацию в разном виде (текст, звук, графика, видео) и провести урок, другое учебное занятие, внеклассное мероприятие с максимальным презентационным эффектом. Кроме того, новые ИКТ – технологии способствуют организации дистанционного индивидуального обучения учащихся. Формы дистанционного образования, существенно повышают мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин.
Еще одной их эффективных технологий в современном процессе образования становится проектная деятельность, которая привлекательна для ученика тем, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер – информационная среда -учитель”, этим повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
Технология проекта привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, расширяет общую информационную культуру преподавателя.
Наконец необходимо выделить технология портфолио, которая реализует следующие функции в образовательном процессе:
● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);
● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);
● содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);
● рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);
следует все же добавить:
● обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);
● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).
Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
Таким образом, новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные программы), методы оценивания образовательного результата должны привести к получению инновационного продукта в образовательной деятельности педагога.
Цитировать
0 #14 Тюттина Лариса Викторовна 26.09.2013 14:27
Тюттина Лариса Викторовна ГБОУ школа № 580 Приморский р-н

Городской очный семинар " Методика составления рабочих программ по учебным предметам"
20. 05. 2013

Тезисы выступления, секция № 3
Составление рабочих программ проходит по определённому алгоритму, в котором выделяются следующие обязательные этапы:
- первый этап заключается в создании плана курса на весь период обучения, придерживаясь при этом принципа сквозного построения, т. е. предусматривать определённое распределение элементов содержания курса не на один год , а поступательно, с начала и до его завершения. Поэтому на этом этапе нужно сформулировать цели учебного курса с обязательным учётом требований ФГОС-2; определить задачи, связанные с содержанием учебного предмета и ориентированные на формирование УУД. Важно также показать прогнозирование результатов по завершению изучения каждого цикла данного учебного предмета и определить методики и технологии обучения при проведении курса с учётом возрастных особенностей обучающихся, а также положения образовательной программы школы. Последнее, что нужно предусмотреть на этом этапе- разработать содержание и формы проведения итогового и промежуточного контроля обученности.
- второй этап подразумевает составление годичного плана обучения. Эта работа выполняется на основе тех же принципов, что и составление плана всего курса, учитывая распределение содержания учебного материала по годам обучения.
- третий этап составления рабочей программы учебного курса посвящается календарно- тематическому планированию.
Цитировать
0 #13 Федосина Лариса Шотовна 07.08.2013 00:10
Федосина Лариса Шотовна
учитель английского языка, СОШ №503

Мной была составлена рабочая программа по английскому языку для учеников 6 класса общеобразовательного уровня. Данная рабочая программа была составлена с опорой на мой педагогический опыт преподавания английского языка в 2012-2013 учебном году. Учебное пособие: Учебник общеобразовательных учреждений «Английский в фокусе» для 6 класса. Авторы Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2010. Данная программа предназначена для 6 классов общеобразовательных учреждений и составлена на основе Примерных программ по иностранным языкам, Федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам. Программа скорректирована и рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа в год). Данная программа направлена на достижение следующих целей:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной)
Программа содержит:
1. Пояснительная записка
2. Основное содержание программы

3. Поурочное тематическое планирование
4. Список литературы

Следует отметить, что составление рабочей программы улучшает педагогическую компетенцию педагога. Систематизируя накопленный опыт, преподаватель представляет наиболее удачную с его точки зрения схему преподавания и, тем самым, стремиться улучшить не только знания учащихся, но и свой квалификационный уровень.
Цитировать
0 #12 Огорев Алексей Сергеевич 24.06.2013 21:14
Городской семинар «Методика составления рабочих программ по учебным предметам».

Дата проведения: 20.05.13г.
Время: 16:00.
Секция 3.
Выступление из опыта работы.
Учитель информатики и ИКТ Огорев Алексей Сергеевич ГБОУ школа № 38.

Наиболее значимыми технологическими достижениями современного общества являются информационно-коммуникационные технологии. Поэтому информатика как предмет имеет много междисциплинарных связей в качества инструментария достижения различных целей. В настоящее время информатика преподается во многих учреждениях Санкт-Петербурга со 2 класса. В ГБОУ школе № 38 учебный план предусматривает изучение данного предмета в основной школе в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год, 9 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа, составленная мной в 2012 году, закону «Об образовании», соответствует федеральному государственному образовательному стандарту общего образования и удовлетворяет Сан-Пин 2.4.2.2821-10.
Рабочая программа предполагает проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Подготовительный этап может быть включен в домашнюю работу.
Программа направлена на развитие творческого потенциала и формирование у учащегося информационной культуры: общение в Интернете, безопасная целесообразная работа с программным обеспечением и в сети, развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности и т.д.

Программа содержит:

1. Цели и задачи.
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты.
3. Тематическое планирование.
4. Необходимое аппаратное, программное и информационное обеспечение.

Вывод:
Составление рабочей программы по информатике и ИКТ для 8 и 9 классов требует большого количества времени, так как необходимы знания не только современных педагогических технологий и федерального государственного образовательного стандарта, но и знания передовых информационно-коммуникационных технологий, которые формируются при посещении различных семинаров и при прохождении курсов повышения квалификации. Кроме того, необходимо учитывать техническую базу учреждения для реализации программы.
Цитировать
0 #11 Нарышкова Маргарита Сергеевна 02.06.2013 13:46
Городской семинар.

«Методика составления рабочих программ по учебным предметам».

Дата проведения: 20.05.13. г.
Время: 16:00.
Секция 4.
Выступление из опыта работы.
Учитель-логопед Нарышкова Маргарита Сергеевна ГБС (К) ОУ школа № 46.

В настоящее время программа, составленная мной в 2007 году, откорректирована в соответствии с ″Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования″, который утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
(Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644) в части требований, предъявляемых к Программе коррекционной работы.
Программа направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с ОВЗ, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.

Программа содержит:

1. Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися.
2. Перечень и содержание коррекционных направлений индивидуальной работы с обучающимися.
3. Комплексное обследование, мониторинг динамики развития.
4. Планируемые результаты коррекционной работы: социально-бытовая адаптация учащихся, самостоятельность в процессе жизнедеятельности (повышение уровня социализации)

Вывод:
Составление Программы в соответствии с государственным образовательным стандартом требует высокой квалификации специалистов, поэтому подготовка слушателей на курсах повышения квалификации является своевременным средством оказания практической помощи педагогам образовательных учреждений.
Цитировать
0 #10 Нарышкова Маргарита Сергеевна 02.06.2013 13:12
Городской семинар.

″Методика составления рабочих программ по учебным предметам″.

Дата проведения: 20.05.13. г.
Время: 16:00.
Секция 3.
Выступление из опыта работы.

Нарышков Владимир Анатольевич, педагог дополнительного образования, ГБУ ПМЦ «Калининский».

Программа педагога дополнительного образования и руководителя кружка ″Шахматы″ была составлена в 2001 году, на официальном уровне требовалось составление авторской программы на несколько лет. В 2011 году программа адаптирована к современным требованиям, предъявляемым к педагогам дополнительного образования. Эти требования носят локальный характер, т.к. регламентированы локальными нормативными актами. (Положение о разработке педагогических программ)

Программа содержит:

1. пояснительную записку.

2. учебно-тематический план.

3. содержание изучаемого курса.

4. информационное обеспечение.


Вывод: необходимость наличия программы закреплены в должностных обязанностях педагога дополнительного образования. Поэтому участие в семинаре по составлению рабочих программ, является практической помощью и дает более четкое представление по составлению программы, как нормативного документа.

Педагог дополнительного образования Нарышков В.А.
Цитировать
0 #9 Чеботарева Евгения Александровна 30.05.2013 13:20
Чеботарева Евгения Александровна
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ГОРОДСКОМ СЕМИНАРЕ: «Методика составления рабочих программ по учебным предметам»
ДАТА: 20.05.2013
Учитель информатики ГБОУ СОШ № 35 Василеостровского района Санкт-Петербурга
Секция №5
Из опыта работы
В соответствии с положением о рабочей программе нашего образовательного учреждения и и нормативными актами я разработала обарзовательную программу для изучения курса информатики в 7 классе. Наибольшие трудности возникли при описании норм оценки знаний для компьютерных практикумов и творческих заданий. При составлении планирования сложности возникают из-за многообразия форм работы на уроке информатики.
В процессе создания рабочей программы у меня возникли следующие вопросы:
Как учитывать разноуровневые задания, в том числе и в критериях оценивания?
Где описать элементы дистанционного обучения через сайт школы и блог учителя и надо ли это делать. Учитывать ли в рабочей программе внеурочную проектную деятельность учеников, если часть времени на проект — урочная, а часть — нет?
Я хотела бы предложить для обсуждения и редактирования рабочую программу по информатике для 7 класса.
https://docs.google.com/file/d/0BzhvBTVkjhglVmtpbnlsMmVaaUk/edit?usp=sharing
https://docs.google.com/file/d/0BzhvBTVkjhglVmtpbnlsMmVaaUk/edit?usp=sharing
https://docs.google.com/file/d/0BzhvBTVkjhglY3JiVGQ4RmtSbEU/edit?usp=sharing
https://docs.google.com/file/d/0BzhvBTVkjhglbHRWeVJMNUxjVmM/edit?usp=sharing
https://docs.google.com/file/d/0BzhvBTVkjhglVnNQUDNTbFkycFk/edit?usp=sharing
https://docs.google.com/file/d/0BzhvBTVkjhglSFRzcnhjMVhwQVU/edit?usp=sharing
https://docs.google.com/file/d/0BzhvBTVkjhglYmc3SEhlRDZhZTg/edit?usp=sharing
https://docs.google.com/file/d/0BzhvBTVkjhglMmN4dUhsRDNTa0E/edit?usp=sharing

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
«Информатика»
7А класс

Нормативная основа программы

Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Информатика  – М.: Просвещение, 2009 г.
Примерные программы по учебным предметам. Информатика 7-9 классы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие Авторы: Составитель М. Н. Бородин, М., БИНОМ, 2012
Образовательная программа ГБОУ СОШ № 35 Василеостровского района Санкт-Петербурга – 2013
Учебный план ГБОУ СОШ № 35 Василеостровского района Санкт-Петербурга – 2013

Цели и задачи обучения по предмету «Информатика» в  7 классе

Цели:
1. формирование у учащихся основ умения учиться;
2. развитие мышления, качеств личности, интереса к информатике;
3. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
4. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

Задачи:
1. формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
2. формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
3. развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
4. формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
5. формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Поскольку курс информатики для основной школы (7–9 классы) носит общеобразовательный характер, то его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Фундаментальный характер предлагаемому курсу придает опора на базовые научные представления предметной области: информация, информационные процессы, информационные модели.
Вместе с тем, большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в  комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала.
Количество учебных часов

Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно БУП 2013 года). При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение информатики в 7 классе составит 35 часов.
1 четверть – 9 часов
2 четверть – 8 часов
3 четверть – 11 часов
4 четверть – 7 часов
Из них: контрольное тестирование – 4 часа.

Количество часов для контроля за выполнением практической части программы

 
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
За год
Контрольный тест
 
1
1
2
4
Итого:
4

Межпредметные (метапредметные) связи на уроках информатики

На уроках информатики в 7 классе прежде всего значимы межпредметные связи с такими предметами как алгебра, геометрия, история, русский язык, так как у учащихся формируется умение поиска и анализа информации, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Учет особенностей обучающихся класса

Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса. В классе 26 учеников, 10 – мальчиков и 16 – девочек. Есть группа сильных учеников, участвующих в конкурсах и олимпиадах  (Притворов И, Сошников Д., Трушина А., Ульянская С., Валов В., Гуревич Е.). Большая группа учащихся проявляет интерес к информатики, но общий уровень обученности у них средний. Несколько учащихся входят в группу риска и слабо справляются с учебным материалом. Учащиеся будут осваивать материал  каждый на своем уровне и в своем темпе. Содержание программы по информатике позволяет широко использовать дифференцированный подход к обучающимся, что обеспечивает более целесообразное включение обучающихся в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в развитии. При подборе заданий учитываются возрастные психологические особенности детей. В общем уровень обученности класса хороший. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.


Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
 
Формы обучения:
фронтальная (общеклассная)
групповая (в том числе и работа в парах)
индивидуальная
практические работы
 
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.
 
Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, дискуссия, метод проектов, использование ментальных карт, ЦОР.
 
Средства обучения:
для учащихся: учебники, раздаточный материал (карточки, тесты, … и др.), технические средства обучения, мультимедийные дидактические средства;
для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер с выходом в сеть Интернет.
 
Используемые виды и формы контроля
 
Виды контроля:
вводный,
текущий,
тематический,
итоговый,
комплексный
 
Формы контроля:
проверочная работа;
компьютерное тестирование;
фронтальный опрос;
индивидуальные разноуровневые задания;
практические работы компьютерного практикума;
самостоятельная работа;
 
Используемый  учебно-методический комплект
 
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
1.     - Учебник  «Информатика» для 7 класса. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
2. Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
6. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
7. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы).
 
 
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС основного общего образования по информатике.
 
Цитировать
0 #8 Шеховцова Елена 29.05.2013 01:59
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ГОРОДСКОМ СЕМИНАРЕ: «Методика составления рабочих программ по учебным предметам»
ДАТА: 20.05.2013
Учитель французского языка как второго иностранного ГБОУ Гимназия №272 Адмиралтейского района Шеховцова Елена Джулиусовна
Секция №6
Из опыта работы
Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса дополнительного образования), основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной или авторской программе по учебному предмету (образовательной области), при обязательном соблюдении преемственности в обучении. Формы реализации регионального компонента и компонента образовательного учреждения (включая учебно-методическую тему школы) государственного образовательного стандарта в рабочих программах определяются образовательным учреждением самостоятельно и отражаются в его образовательной программе.
Второй год я занимаюсь составлением рабочих программ по 12 классам .Для меня, учителя второго иностранного языка, наибольшая проблема, как распределить содержание учебного материала всего курса по годам, как правильно рассчитать объем подлежащего усвоению материала. А также, как охватить огромное количество материала, которое содержит предлагаемое для первого языка УМК, и грамотно распределить его на год с учетом всего последующего курса. Одна из ошибок, которую может совершить при этом учитель, вместо 8 или 10 модулей пройти за год только часть материала (5-6 модулей), выполняя каждое упражнение и детально разбирая каждый текст. Следующий вопрос, который возникает – нужно ли весь предлагаемый авторами УМК материал давать для активного усвоения, или достаточно только ознакомить учащихся, особенно это касается старших классов. Я считаю, что здесь нужно четко следовать рекомендациям примерной программы и дополнительный материал предлагать учащимся дифференцированно. Также есть проблема, как назвать тему урока в своей рабочей учебной программе и грамотно записать ее в журнале, т.к. у авторов УМК не во всех классах урок имеет название. Существует несколько вариантов, можно давать название уроку по лексическому содержанию, или по грамматическому. Мы пошли по первому варианту.
В нашей гимназии утверждено Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов.
Цитировать
+1 #7 Шеховцова Елена 29.05.2013 01:39
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ГОРОДСКОМ СЕМИНАРЕ: «Методика составления рабочих программ по учебным предметам»
ДАТА: 20.05.2013
Учитель французского языка как второго иностранного ГБОУ Гимназия №272 Адмиралтейского района Шеховцова Елена Джулиусовна
Секция №6
Из опыта работы.
Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса дополнительного образования), основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной или авторской программе по учебному предмету (образовательной области), при обязательном соблюдении преемственности в обучении. Формы реализации регионального компонента и компонента образовательного учреждения (включая учебно-методическую тему школы) государственного образовательного стандарта в рабочих программах определяются образовательным учреждением самостоятельно и отражаются в его образовательной программе.
Второй год я занимаюсь составлением рабочих программ по 12 классам .Для меня, учителя второго иностранного языка, наибольшая проблема, как распределить содержание учебного материала всего курса по годам, как правильно рассчитать объем подлежащего усвоению материала. А также, как охватить огромное количество материала, которое содержит предлагаемое для первого языка УМК, и грамотно распределить его на год с учетом всего последующего курса. Одна из ошибок, которую может совершить при этом учитель, вместо 8 или 10 модулей пройти за год только часть материала (5-6 модулей), выполняя каждое упражнение и детально разбирая каждый текст. Следующий вопрос, который возникает – нужно ли весь предлагаемый авторами УМК материал давать для активного усвоения, или достаточно только ознакомить учащихся, особенно это касается старших классов. Я считаю, что здесь нужно четко следовать рекомендациям примерной программы и дополнительный материал предлагать учащимся дифференцированно. Также есть проблема, как назвать тему урока в своей рабочей учебной программе и грамотно записать ее в журнале, т.к. у авторов УМК не во всех классах урок имеет название. Существует несколько вариантов, можно давать название уроку по лексическому содержанию, или по грамматическому. Мы пошли по первому варианту.
В нашей гимназии утверждено Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов. Ниже приводится
Оценочный лист рабочей программы учебного предмета (курса, дисциплины)

Предмет
Составитель программы
Эксперт
Класс
Дата заполнения

№ Параметры Самооценка Оценка эксперта Рекоменда-ции
Оценка предметной составляющей рабочей программы
1. Наличие структурных элементов программы (титульный лист, пояснительная записка, цели, задачи, содержание, требования к уровню выпускников, календарно- тематическое планирование систему диагностики, ресурсное обеспечение и др. структурные элементы)
2. Содержательность пояснительной записки
(в соответствии с Положением о рабочей программе)
3. Содержательность календарно- тематического плана (определены основные темы курса, выделены подтемы, конкретность формулировок учебных разделов и тем, соответствие содержания курса ФГОС, наличие авторских изменений и др.) (в соответствии с Положением о рабочей программе)
4. Целеполагание (конкретность целей, четкость задач, структуризация, системность и последовательность поставленных задач)
5. Планируемые результаты (конкретно описаны, классифицируются по определенным критериям, соответствуют требованиям ФГОС)
6. Диагностичность планируемых результатов (наличие системы диагностики, разнообразие форм диагностики)
7. Соответствие планируемого результата поставленным задачам
8. Отражение принципа преемственности по горизонтали
9. Отражение специфики преподавания отдельных курсов
Оценка надпредметной составляющей рабочей программы
Направленность программы на развитие:
познавательной сферы
коммуникативной сферы
ценостно-ориентационной сферы
здоровьесберегающих навыков
ИКТ-компетенций
профориентационных компетенций
10. Оформление в соответствии с Положением
6. Диагностичность планируемых результатов (наличие системы диагностики, разнообразие форм диагностики)
7. Соответствие планируемого результата поставленным задачам
8. Отражение принципа преемственности по горизонтали
9. Отражение специфики преподавания отдельных курсов
Оценка надпредметной составляющей рабочей программы
Направленность программы на развитие:
познавательной сферы
коммуникативной сферы
ценостно-ориентационной сферы
здоровьесберегающих навыков
ИКТ-компетенций
профориентационных компетенций
10. Оформление в соответствии с Положением
Баллы выставляются в соответствии с уровнем:
5-4б.- оптимальный
3б.- допустимый,
2б.- критический,
1б.- недопустимый .
Цитировать
0 #6 Шеховцова Елена 29.05.2013 01:13
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ГОРОДСКОМ СЕМИНАРЕ: «Методика составления рабочих программ по учебным предметам»
ДАТА: 20.05.2013
Учитель французского языка как второго иностранного ГБОУ Гимназия №272 Адмиралтейского района Шеховцова Елена Джулиусовна
Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса дополнительного образования), основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной или авторской программе по учебному предмету (образовательной области), при обязательном соблюдении преемственности в обучении. Формы реализации регионального компонента и компонента образовательного учреждения (включая учебно-методическую тему школы) государственного образовательного стандарта в рабочих программах определяются образовательным учреждением самостоятельно и отражаются в его образовательной программе.
Второй год я занимаюсь составлением рабочих программ по 12 классам .Для меня, учителя второго иностранного языка, наибольшая проблема, как распределить содержание учебного материала всего курса по годам, как правильно рассчитать объем подлежащего усвоению материала. А также, как охватить огромное количество материала, которое содержит предлагаемое для первого языка УМК, и грамотно распределить его на год с учетом всего последующего курса. Одна из ошибок, которую может совершить при этом учитель, вместо 8 или 10 модулей пройти за год только часть материала (5-6 модулей), выполняя каждое упражнение и детально разбирая каждый текст. Следующий вопрос, который возникает – нужно ли весь предлагаемый авторами УМК материал давать для активного усвоения, или достаточно только ознакомить учащихся, особенно это касается старших классов. Я считаю, что здесь нужно четко следовать рекомендациям примерной программы и дополнительный материал предлагать учащимся дифференцированно. Также есть проблема, как назвать тему урока в своей рабочей учебной программе и грамотно записать ее в журнале, т.к. у авторов УМК не во всех классах урок имеет название. Существует несколько вариантов, можно давать название уроку по лексическому содержанию, или по грамматическому. Мы пошли по первому варианту.
В нашей гимназии утверждено Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов. Ниже приводится
Оценочный лист рабочей программы учебного предмета (курса, дисциплины)

Предмет
Составитель программы
Эксперт
Класс
Дата заполнения

№ Параметры Самооценка Оценка эксперта Рекоменда-ции
Оценка предметной составляющей рабочей программы
1. Наличие структурных элементов программы (титульный лист, пояснительная записка, цели, задачи, содержание, требования к уровню выпускников, календарно- тематическое планирование систему диагностики, ресурсное обеспечение и др. структурные элементы)
2. Содержательность пояснительной записки
(в соответствии с Положением о рабочей программе)
3. Содержательность календарно- тематического плана (определены основные темы курса, выделены подтемы, конкретность формулировок учебных разделов и тем, соответствие содержания курса ФГОС, наличие авторских изменений и др.) (в соответствии с Положением о рабочей программе)
4. Целеполагание (конкретность целей, четкость задач, структуризация, системность и последовательность поставленных задач)
5. Планируемые результаты (конкретно описаны, классифицируются по определенным критериям, соответствуют требованиям ФГОС)
6. Диагностичность планируемых результатов (наличие системы диагностики, разнообразие форм диагностики)
7. Соответствие планируемого результата поставленным задачам
8. Отражение принципа преемственности по горизонтали
9. Отражение специфики преподавания отдельных курсов
Оценка надпредметной составляющей рабочей программы
Направленность программы на развитие:
познавательной сферы
коммуникативной сферы
ценостно-ориентационной сферы
здоровьесберегающих навыков
ИКТ-компетенций
профориентационных компетенций
10. Оформление в соответствии с Положением
6. Диагностичность планируемых результатов (наличие системы диагностики, разнообразие форм диагностики)
7. Соответствие планируемого результата поставленным задачам
8. Отражение принципа преемственности по горизонтали
9. Отражение специфики преподавания отдельных курсов
Оценка надпредметной составляющей рабочей программы
Направленность программы на развитие:
познавательной сферы
коммуникативной сферы
ценостно-ориентационной сферы
здоровьесберегающих навыков
ИКТ-компетенций
профориентационных компетенций
10. Оформление в соответствии с Положением
Баллы выставляются в соответствии с уровнем:
5-4б.- оптимальный
3б.- допустимый,
2б.- критический,
1б.- недопустимый .
Цитировать
0 #5 Архипова ирина Викторовна 27.05.2013 13:05
Статья «О рабочих программах для учителя».
Основной, главенствующей тенденцией в системе современного образования является тенденция дальнейшей гуманизации в обучении и воспитания учащихся как всесторонне развитых личностей .В « Федеральном Государственном образовательном стандарте» (2011 г) говорится о том, что на уроках русского языка и литературы нужно стремиться формировать у учащихся определённые учебные компетенции , а также «осознанное, серьёзное и доброжелательное отношение к изучению русского языка и литературы» . В современных реалиях жизни это достаточно сложная задача. Её успешному решению, несомненно, способствует рабочая программа, которую составляет учитель для определённого класса по своему предмету.
20 мая 2013 года в Санкт-Петербурге состоялся городской семинар «Методика составления рабочих программ по учебным предметам». Участие в работе данного семинара помогло мне понять специфику составления рабочих программ по моему учебному предмету и пути её реализации на уроках русского языка и литературы.
Рабочая программа разрабатывается на основе Федерального образовательного стандарта и учебного плана школы. При составлении рабочей программы важно учитывать и учебно- методическую тему школы. Тема нашей ГБОУ СОШ № 270 Красносельского района «Формирование и развитие межпредметных компетентностей как средство повышения качества знаний учащихся». В связи с зтим, в свою рабочую программу я включаю уроки , на которых можно представить межпредметные связи русского языка и литературы с другими учебными дисциплинами.\
Одним из положительных этапов в работе семинара я считаю предоставление информации о целях и задачах рабочей программы, , а также о её структуре и содержании. При этом присутствующим предоставлялась возможность вступать в диалог с лектором. Немаловажным и интересным для меня как педагога и информация о том , как оформляется рабочая программа, какой УМК к ней прилагается, по какому образцу даётся список методической литературы(сайт «Стандарты») В процессе семинара были продемонстрированы образцы рабочих программ, обсуждались вопросы, которые могут возникнуть при составлении их.
Городской семинар не только дал ответы на некоторые волновавшие меня вопросы, но и в какой- то мере способствовал переосмыслению мною планирования уроков по русскому языку и литературе. Наша главная цель- сформировать навыки грамотного письма, правильной речи, подготовка к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ. Для этого нужно при составлении рабочей программы использовать не однообразные , а различные типы и формы уроков. И , оказывается, ответить, какие типы и формы уроков наиболее эффективны, достаточно трудно. Из своего педагогического опыта я знаю, что, например, очень действенными являются уроки развития речи. Особенно такой вид работы как комплексный анализ текста Он даёт возможность и повторить материал, и обобщить его, и развивать при этом речь учащихся. Он один из главных способов интеграции и совершенствования ведущих компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы. Причём такие уроки нужно включат в рабочую программу уже начиная с 5 класса.
Я считаю, что правильно составленная рабочая учебная программа, будучи своеобразным инструментом взаимодействия между педагогом и учащимися, способствует реализации на практике одной из главных задач современного образования –развитию у учащихся языковых, лингвистических, коммуникативных, культурологических компетентностей.
Цитировать
0 #4 Федотова Марина Юрьевна 26.05.2013 20:31
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ГОРОДСКОМ СЕМИНАРЕ: «Методика составления рабочих программ по учебным предметам»
ДАТА: 20.05.2013
Учитель английского языка ГБОУ СОШ № 277 Кировского
ФЕДОТОВА МАРИНА ЮРЬЕВНА
СЕКЦИЯ № 6
Алгоритм построения рабочей программы
Разработка рабочих программ и планирование учеб¬ной деятельности, безусловно, является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед учителями. Педагоги должны уметь не только анализировать раз¬личные факты и ситуации, но и предвидеть, планиро¬вать их развитие, что предполагает наличие у учите¬лей достаточно высокого уровня профессионального мастерства.
Вследствие этого у педаго¬га, может возникнуть убеждение, что подобных слож¬ностей лучше вообще избегать и использовать уже существующие программы (типовые или разработан¬ные другими авторами). Однако по-добная позиция, исключающая личность педагога из процесса проектирования и программирования кур¬са, существенно ограничивает его возможности в профессиональном росте и отрицательно сказыва¬ется на качестве образования. Если педагог использует уже существующие программы, не перераба¬тывая и не адаптируя их к особенностям учебного процесса, то он выступает в роли исполнителя чужо¬го проекта, который механически репродуцирует го¬товые положения. Как правило, в результате этого у обучающихся, да и у самого педагога, не формиру¬ется целостного представления об изучаемом кур¬се, теме. В результате дальнейшей работы учителя осознание целостности курса если и приходит, то только после нескольких обучающих циклов, то есть формируется эмпирически, «методом проб и оши¬бок».
Ниже предлагается алгоритм, позволяющий учителю самостоятельно разрабатывать учебные программы и включающий несколько последовательных и взаи¬мосвязанных этапов.

Первый этап
Первый этап заключается в создании плана курса на весь период его изучения. Авторские или рабочие типовые программы должны основываться на сквозном принципе построения, то есть предус¬матривать определенное распределение элементов содержания курса не на один год, а поступательно, с начала и до его завершения. Этот этап включает не¬сколько подэтапов:
1. Создание программы учебного курса начинается с формулирования ее целей. При этом должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающих¬ся и их родителей.
2. Определение задач, решение которых предпола¬гается при изучении всего курса. Они разбиваются на две группы - задачи, связанные с содержанием предмета, и задачи, ориентированные на развитие способов деятельности обучающихся. Первая груп¬па задач отражает требования к тому, что должны знать обучающиеся в результате изучения курса; вторая группа задач соотносится с требованиями к формированию общеучебных и специальных уме¬ний и навыков.
3. Прогнозирование результатов, которые должны быть достигнуты по завершении изучения курса. Как и задачи, результаты деятельности распреде-ляются на группы по содержанию и по способу ра¬боты.
4. Распределение содержания учебного материала по годам обучения. На данном этапе важно проду¬мать и соотнести объем изучаемого материала, пос-ледовательность его изложения и время на его изуче¬ние. В процессе этой работы необходимо определить результаты обучения по итогам каждого учебного года.
5. Определение методик или технологий обучения, ко¬торые предлагается использовать при проведении кур¬са. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также положения образовательной про¬граммы школы.
6. Разработка содержания и формы проведения ито¬гового и рубежного контроля, определение его пери¬одичности.

Второй этап
На втором этапе планирования составляется годич¬ный план обучения. Эта работа выполняется на ос¬нове тех же принципов, что и составление плана все-го курса. Однако предметом планирования на втором этапе является не весь курс, а объем материала, изу¬чаемый в течение одного учебного года.

Третий этап
После завершения работы по планированию учебно¬го курса на год необходимо провести календарно-тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование является одним из самых
важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь
учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком
работы общеобразовательного учреждения.
Календарно-тематическое планирование осуществляется на
учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям (триместрам)
нецелесообразно, т.к. не позволяет спланировать, обеспечить и
проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в
полном объеме.
Календарно-тематический план должен содержать информацию о
разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их
реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и
разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы
уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного
материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется
последовательно. Сроки прохождения определенных тем указываются по
календарю текущего года в границах недели.
Рабочая программа подлежит экспертизе. Сначала
рассматривается на заседании методического объединения учителей на
предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного
стандарта.
Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне учебников.
После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения.
Цитировать
0 #3 Рынковская Ирина Леонидовна 26.05.2013 19:40
Выступление Рынковской Ирины Леонидовны
на семинаре «Методика составления рабочих программ по учебным программам»
Секция №4 Из опыта работы учителя.
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Разработка рабочей программы по русскому языку и литературе проводится на основе материала Государственного стандарта общего образования и примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами.
Учитель может самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в Государственном образовательном стандарте и Примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется Федеральный Государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом:
особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения;
статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида);
образовательных потребностей и запросов обучающихся;
особенностей контингента обучающихся;
авторского замысла педагога.
Рабочая программа разрабатывается в целях:
обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного общего образования и выполнения Закона «ОБ образовании» (ст.7);
обеспечения достижения обучающимися результатов освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования;
обеспечения качественной подготовки выпускников школы;
повышения профессионального мастерства педагогов.
Цитировать
0 #2 Нарышкова Маргарита Сергеевна 25.05.2013 22:43
Городской семинар.
Тема: «Методика составления рабочих программ по учебным предметам».
Дата проведения: 20.05.13 г.
Время 16.00.
Секция № 4.
Выступление из опыта работы.
Нарышкова Маргарита Сергеевна учитель-логопед ГБС (К) ОУ школы №46

Я работаю учителем-логопедом в школе № 46 13 лет.
В 2007 году я составила программу логопедического_сопровождения учащихся с ОВЗ.
Программа была согласована на методобъединении учителями-логопедами, имеет гриф педсовета, гриф директора школы, гриф АППО (кабинет коррекции развития ребенка)
К программе были разработаны речевые карты, диагностический материал.
Программа включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи, содержание коррекционной программы, итог коррекционно-логопедической работы.
Речевые нарушения у детей с ОВЗ носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система..
У детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи.
Ученики одного и того же класса резко различаются по уровню развития речи, поэтому, особенностью логопедической работы является в классах ОР-индивидуализация коррекционно-логопедического_ воздействия.
При составлении индивидуального маршрута обучения детей, я осуществляла дифференцированный подход к программе: «Логопедическое сопровождение учащихся с ОВЗ».
Программа была разработана по материалам исследования А.Н. Гвоздева: «Вопросы изучения детской речи», 1961 г.
В настоящее время работаю над методической темой: «Применение новых технологий в процессе работы над развитием лексико-грамматического строя речи у учащихся с ОВЗ в старших классах" (поэтапная работа).
Цитировать
-1 #1 Чеботарева Евгения Александровна 21.05.2013 22:01
Как посмотреть документы и материалы семинара?
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта


Кто на сайте

Сейчас 2247 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.